Найти тему

Ковроделие кипчаков и кыргызов Ферганской долины

Кокандское ханство отличалось полиэтничностью населения, сосуществованием различных хозяйственно-бытовых укладов. Большая часть жителей расселялась в городах и селах (таджики и узбеки, перешедшие к оседлому образу жизни). Остальную часть составляли скотоводы, сохранявшие традиции полукочевого быта.

Ковроткачество на территории ханства развивалось преимущественно в среде племенных групп скотоводов. Лучше всего сохранились ковры кыргызов. Они ткали гладкотканые ковры терме, гаджари, беш-кашта, коврики эшик тыш, джойнамазы, различные сумки – чавадоны (узбекские аналоги – напрамач и карчин), баштыки, аяк койчу и кош джабыки, куржуны, коврики для седла эгер кёпчюк.

Также в ходу были небольшие ворсовые ковры гилям (гилем, килем), ленты для украшения юрты тегирич. Станок (дюкён) – горизонтальный, материал – овечья и верблюжья шерсть, хлопок (в основе), иногда шелк (для контурных линий узора).

В декоре отмечается прочное сохранение степных традиций: доминируют геометрические, рогообразные и когтеобразные элементы, изображения амулетов-туморов, астральная символика, мотивы таман (след тотемного животного).

Колорит – преобладание мареновой красно-коричневой гаммы в сочетании с синим индиго.

С конца XIX в. ковроткачество в долине приобретает товарный характер. Если для домашних нужд кыргызы по-прежнему ткали небольшие изделия, то на продажу стали производить крупные ковры – сарай килем (дворцовый ковер). Название не случайно, так как среди потребителей этой продукции был даже ханский двор в Коканде.

-2

Работая на рынок, по заказу, кыргызские мастерицы активно использовали рисунки узоров привозных иранских, азербайджанских, восточно-туркестанских ковров, а также ковров Башира (современный Туркменистан), создавая на их основе собственные вариации.

Часть узбекского и кыргызского населения проживала в Синцзян-Уйгурском автономном районе: городах Кашгар, Яркенд, Хотан.
Поэтому закономерно, что ткачихи адаптировали уйгурские рисунки. К числу типично кашгарских мотивов относятся кашгар-нуска – рисунок гранатового куста (анор), крупные круглые медальоны (лотос Будды), а также мотив в виде грибовидного облака, известный как чжи, чаще идущий по периметру центрального поля ковра. Ковры типа кашгар-нуска становятся типичными и для Ферганской долины.

Текст: Эльмира Гюль

Том 14 Книги-альбома "Ковроделие Узбекистана: традиция сохраненная в веках"