Найти в Дзене

Курбский. «Убояся ярости цареви» или «отъехал» по своей охоте?

Андрей Михайлович Курбский, представитель знаменитого княжеского рода, талантливый полководец, участвовал во взятии Казани, бил польско-литовские полки во время Ливонской войны… И вдруг бежал к тем, против кого воевал. У князя Андрея были причины опасаться за свою жизнь. Он дружил с вождями Избранной рады (термин Курбского) Алексеем Адашевым, который был сослан в 1560 г. в Юрьев и вскоре скончался, протопопом Сильвестром, постриженном в монахи в Соловецком монастыре. Умер он, правда, в 1566 г., уже после побега Курбского. Но хотел ли Грозный извести своего военачальника? В своем первом послании к Курбскому царь написал: «… если бы мы наказали тебя так, как следовало, то тебе бы не удалось уехать от нас к нашему врагу: если бы мы тебе не доверяли, то ты не был бы отправлен в этот наш город [Юрьев], и убежать бы не смог. Но мы, доверяя тебе, отправили в эту нашу вотчину, и ты изменил нам, как собака». Действительно, отправка князя, возглавлявшего Сторожевой полк во время успешного Полоц
П.В. Рыженко. А.М. Курбский
П.В. Рыженко. А.М. Курбский

Андрей Михайлович Курбский, представитель знаменитого княжеского рода, талантливый полководец, участвовал во взятии Казани, бил польско-литовские полки во время Ливонской войны… И вдруг бежал к тем, против кого воевал.

У князя Андрея были причины опасаться за свою жизнь. Он дружил с вождями Избранной рады (термин Курбского) Алексеем Адашевым, который был сослан в 1560 г. в Юрьев и вскоре скончался, протопопом Сильвестром, постриженном в монахи в Соловецком монастыре. Умер он, правда, в 1566 г., уже после побега Курбского.

Но хотел ли Грозный извести своего военачальника? В своем первом послании к Курбскому царь написал: «… если бы мы наказали тебя так, как следовало, то тебе бы не удалось уехать от нас к нашему врагу: если бы мы тебе не доверяли, то ты не был бы отправлен в этот наш город [Юрьев], и убежать бы не смог. Но мы, доверяя тебе, отправили в эту нашу вотчину, и ты изменил нам, как собака».

Действительно, отправка князя, возглавлявшего Сторожевой полк во время успешного Полоцкого похода на воеводство в Юрьев, можно рассматривать как определенную опалу. Но из Юрьева (Дорпат, Дерпт, Тарту) сбежать было проще, чем, скажем, из той же Москвы. И, если бы самодержец был бы осведомлен о планах своего воеводы, то он едва ли назначил его воеводой города, тем более в условиях войны.

Следует отметить, что до побега царь не преследовал Курбского и не забирал в казну его имущество. При этом факты говорят о том, что побег князя не был сиюминутным решением. Он готовился к нему заранее.

Как пишет А.И. Филюшкин в работе «Бегство Курбского: оценки источников и стереотипы историографии»: «Было ли решение Курбского спонтанным или же он и до апреля 1564 г. имел связи с представителями Великого княжества Литовского? Б.Н. Флоря и Р.Г. Скрынников обратили внимание на письмо короля Сигизмунда II Августа к литовской раде от 13 января 1563 г. В нем монарх благодарил витебского воеводу М.Ю. Радзивилла «за старания в отношении Курбского» и позволял переслать королевское послание двум боярам, Курбскому и Мстиславскому. Н.Д. Иванищев указывал, что незадолго до бегства в начале 1564 г. Курбский получил из Литвы два письма (от Сигизмунда II и от М. Радзивилла и Е. Воловича), гарантирующих беглецу поддержку, теплый прием и оплату перехода на сторону Литвы».

Лукас Кранах мл. Сигизмунд II Август.
Лукас Кранах мл. Сигизмунд II Август.

Как же встретила беглеца новая родина? Курбского ограбили дважды: сначала в Гельмете, где отобрали огромную сумму денег, затем в Армусе его обчистили до нитки, содрали лисью шапку и отняли лошадей.

Когда князь выезжал из Юрьева, при нем было 300 золотых, 30 дукатов, 500 немецких талеров и всего 44 московских рубля. Р.Г. Скрынников считал, что Курбский получил их в качестве платы за предательство – выдачу литовцам информации о передвижении русских войск, в результате чего они были наголову разбиты под Улой 25 января 1564 г.

А.И. Филюшкин не поддерживает выводы маститого грозноведа. Он считает, что воевода мог прихватить немалые средства в качества «трофея», награбленного в ливонских городах.

Как бы то ни было, историки сходятся в одном: Курбский расценивал свою эмиграцию «как жизненную катастрофу». Чтобы оправдать свое предательство (а переход на службу под знамена вражеской армии расценивалось, да и расценивается, как прямое предательство), перебежчик занял позу «защитника всех обиженных и угнетенных на Руси, в позу критика и обличителя общественных пороков» и начал писать письма Грозному, которые не остались без ответа самодержца.

Мучился Курбский угрызениями совести, или нет? Вопрос без ответа. Но написание поучительных писем своему бывшему суверену почему-то у него не входило в противоречие с убийством единоверцев во время похода Стефана Батория.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.