В одной радиопередаче на вопросы слушателей отвечали знаменитые специалисты: врачи, психологи, философы. Это было в Америке; не всегда у людей есть возможность оплатить консультацию специалиста такого уровня. А в передаче можно было получить дельный совет профессионала.
И один журналист удивился вот чему: через определенное время после того, как слушатель рассказывал о своей проблеме, раздавался громкий звуковой сигнал. Вроде сирены. И потом звук для вопрошающего выключали; а специалист отвечал. Ясно, внятно, кратко и по делу. Если вопрос был в словах слушателя.
В этом-то всё и дело. Журналисту объяснили: люди, которые звонили, часто не доходили до вопроса. Едва они оказывались в эфире, как они принимались изливать жалобы - сплошным потоком. Они горестно описывали свою жизнь и свою ситуацию, увязая в подробностях, повторяясь, бессмысленно возвращались к одному и тому же, описывали свои ощущения и чувства, изливали негатив… И до вопроса так и не доходили. Было непонятно, что же им нужно? Что хотели спросить-то?
Были случаи, когда один человек занимал все время передачи жалобами и бессвязным описанием своих переживаний. Он забывал, насчёт чего он вообще позвонил. И не реагировал на намеки и даже прямые просьбы сформулировать вопрос. Едва оказавшись в эфире и получив уникальную возможность услышать рекомендации, человек этой возможностью не пользовался. Он самозабвенно жаловался. И, конечно, не давал ни специалисту слова сказать, ни другим людям - дозвониться…
Вот в этом вся проблема. Что толку оглашать свои неудовольствия и изливать жалобы, описывать во всех красках свои ощущения и обиды, если нужен совет. Ведь для этого и позвонили! И дозвониться удалось, это удача! Но временем и удачей такой человек не мог распорядиться правильно. И ничего не получал.
И другим не давал получить. И дать что-то себе - тоже не давал. Пришлось использовать глушилку, иначе передачу закрыли бы. Какой прок в передаче, где один человек забирает все время себе, да ещё и непродуктивно?
Может, надо сначала сформулировать свой запрос и вопрос? Что именно вы хотите узнать? Какое решение принять? Какой выбор сделать? В каком направлении двигаться? Что вы хотите получить, если кратко и честно? И хотите ли искренне узнать, возможно получить это или нет? Люди засоряют эфир жалобами и нытьем, но не догадываются сформулировать вопрос и получить указания свыше.
Указания свыше - они ведь и через других людей приходят. Но люди, которые могут помочь, не имеют времени и сил выслушивать поток бессвязных слов и обидчивых претензий… Такова правда жизни. А звуковой сигнал очень помог; он научил структурировать время и четко формулировать вопросы, на которые ясно и внятно отвечали профессионалы.
Лучше кратко описать проблему и получить ответ, чем истратить своё и чужое время бессмысленно и бесполезно. Но иногда так трудно объяснить это человеку, который не слышит и не желает слышать что-то кроме своих жалоб, - и звуковой сирены. А потом звук вообще отключают. Связь прекращается. И ответ не получен. Хотя надо было всего лишь оставить время для ответа…
Анна Кирьянова