Жительница Ноглик Марина Горчакова не думала не гадала, что сахалинский спектакль изменит ее жизнь. В 2007 году молодая островитянка, изучавшая в Южно-Сахалинске восточные языки, поддалась уговорам подруги и пошла с ней на спектакль в Чехов-центр. К театру до той поры Марина была равнодушна. Но посмотрела постановку — и что-то внутри поменялось. «Прибайкальская кадриль» запомнилась навсегда: музыкальная комедия чем-то тронула за душу, захотелось пойти в храм Мельпомены еще раз.
Организатор закулисного пространства
Девушка стала здесь частым гостем. Продолжала учиться и не сразу заметила, что театр ее зачаровал.
— Прошло какое-то время, и я поняла, что он мне стал интересен, но быть просто зрителем для меня мало, — делится Марина с корреспондентом skr.su. — Поначалу думала стать актрисой, но не сложилось. И тогда решила: все равно буду близко к сцене.
Сейчас с улыбкой вспоминает, как три года назад звонила и ходила в администрацию театра, надоедала своими разговорами. Просьбы взять в коллектив искренне удивляли — по какой такой причине человек, имеющий несколько дипломов о высшем образовании, вдруг пожелал работать за кулисами? Неужели больше негде применить свои знания?
Однако Марина была настойчива, объясняла, что без театра не может. Стала изучать китайский язык, побывала на стажировке в Харбине. Но от своей мечты не отказалась и периодически напоминала о себе.
В итоге Марине предложили стать помощником режиссера, в наставники определили Светлану Кузину. Так началось знакомство с профессией.
По сути, помощник — это связующее звено между актером, режиссером, цехами театра и зрителями. Организатор закулисного пространства и координатор всех, кто в нем занят. Поэтому знает все от и до — какой реквизит в какое время появляется и исчезает, куда нужно ставить декорации и массу других мелочей.
Теперь рабочее место Марины во время спектакля — пульт сбоку от сцены. Для общения с закулисьем есть селектор, который транслирует постановки в гримерках артистов и цехах театра. По этой связи в любой момент можно вызвать кого-то из персонала к сцене или напомнить о скором выходе актерам. «Для служащих Мельпомены это как колокольчик», — шутит Марина. Есть в театральном арсенале и переносные радиостанции — они для работы просто необходимы.
По ту сторону занавеса
Что же необычного есть в служении помощника режиссера? Работа над постановкой начинается с чтения пьесы. Затем на листах помреж делает пометки — когда включается та или иная музыка, какой свет будет в том или ином эпизоде и прочее. Отмечается, в какой момент меняются декорации, когда нужно подключиться гримерам и реквизиторам. Перед спектаклем надо многое проверить. Вплоть до того, чтобы сцену хорошо убрали.
Со стороны это может показаться рутиной.
Но это только со стороны.
— На самом деле каждый раз один и тот же спектакль играют по-новому, — утверждает Горчакова. — Есть много мелочей, которые из зрительного зала не видны. Например, какой-то механизм два дня назад работал хорошо, а сегодня вдруг забарахлил. Это тоже надо учитывать.
Поэтому, как правило, у помощника режиссера хорошо развивается память. Некоторые моменты спектаклей запоминаются наизусть. Но все равно план всегда должен быть под рукой — это непреложное правило.
— А еще я поняла, что настрой артистов и мой передаются друг другу, — говорит Марина. — Поэтому перед началом постановки стараюсь не нервничать, оставлять неприятности, если они есть, за порогом театра. Вообще, для помощника режиссера необходима сдержанность. Хотя бывает, что эмоции переполняют. Но всегда удается найти компромисс. И во время спектакля никто ни с кем не спорит, это давно заведенное правило. После окончания можно уже разобрать — что получилось, а что нет.
Для себя помощники режиссера делят спектакли в техническом плане на простые и сложные. Для Марины самый легкий — это «Каштанка», где мало перестановок декораций. А самый сложный — «Метель». Во время двухчасового спектакля девушке даже присесть некогда.
У других ее коллег иная классификация сложности, все очень субъективно. Как правило, на трудную постановку приходят за полтора-два часа, на легкую можно появиться не так рано.
Трюк со штанкетами
Как в любой работе, у помощников не обходится без казусов. Марина, смеясь, вспоминает один из них.
В Чехов-центре шла новогодняя сказка. Монтировщики распределены по точкам, у каждого своя задача. Один стоял на пульте и опускал одну из декораций — сетку, куда идет проекция картинки, и экран, закрывающий остальное пространство на авансцене. Они должны были опуститься одновременно. Но устройства перекосило, потому что два штанкета — перекладины, на которых они крепятся, — зацепились друг за друга! Этого зрителям не было видно — свет в зале потушили.
Монтировщик, стоя на своей точке, увидеть такой неполадки не мог. А у помощника режиссера такая возможность есть. Когда декорации опускались вниз, действовать надо было быстро, чтобы не нарушить ход спектакля и зрители не увидели перекос, когда включат освещение.
— Я сидела в коротком платье, но выбора у меня не было, пришлось лезть по лестнице сбоку от сцены, чтобы добраться до штанкетов и поправить их, — вспоминает Марина. — Это мне удалось, сетка с экраном пошли ровно. Подняться пришлось на высоту примерно второго этажа! Если бы начала все объяснять монтировщику, то времени ушло намного больше.
Девочка и Маяковский
А еще Марина хоть и опосредованно, но воплотила в жизнь мечту сыграть на сцене. В 2017 году ей довелось поучаствовать в небольшом представлении, которое предваряло авангардный спектакль «Живой Маяковский», поставленный на нашей сцене в рамках театрального фестиваля «Сахалинская рампа». В фойе перед зрителями разыграли небольшую интермедию. Помощнику режиссера досталась роль девочки-еврейки. Тогда моя собеседница поняла, что это такое — создать чей-то образ.
Задаю Марине вопрос: ощутила ли за три года разницу между ожидаемым и реальным? Подумав, говорит, что не рисовала себе радужных картин: вот приду, и все будет только так, как представляла. Приняла все как есть и быстро поняла — каждый день тянет за кулисы.
— Даже в выходной бывает, прихожу, когда ничто к этому не обязывает, — смеется помощник режиссера. — Просто нравится атмосфера театра. И совсем не важно, что моя работа не видна зрителю…
В декабре у нее, как и у всех работников театра, появляется особое настроение – начинается череда праздничных представлений, которые невольно создают в театре особый дух. Марина очень любит это время и от души поздравляет своих коллег и зрителей с наступающим Новым годом.
Только немного жаль, что 2019-й, который был объявлен Годом театра, скоро закончится.
Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!