Александр Румянцев, главный внештатный детский гематолог Минздрава России, президент НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева:
"У детей на первом месте (около 50 % всех опухолевых заболеваний) стоит рак кроветворной системы – острый лейкоз, злокачественные лимфомы и другие родственные злокачественные заболевания крови. На втором месте (примерно 25 % случаев) опухоль центральной или периферической нервной системы. И 25 % случаев – опухоли других локализаций. Пик заболеваемости у детей приходится на возраст от 2 до 4 лет. Это связано с тем, что инцидент, который способствует развитию онкологического заболевания, возникает еще внутриутробно. Но у детей есть другие плюсы в отличие от взрослых. При уничтожении основной опухоли быстро восстанавливается кроветворение и иммунный ответ, потому что смена клеточных пластов у детей происходит очень быстро. Чем старше пациент становится, тем меньше шансов на восстановление.
Могу ответственно сказать, что заболеваемость не отличается от европейских показателей, у детей младшего возраста составляет 15 человек на 100 тысяч детского населения, а у подростков – 17 человек на 100 тысяч детского населения. Всего 4,5 тысячи пациентов в год. Выздоровление составляет до 80 %. И 20 % детей, которыми мы должны еще очень серьезно заниматься. В рамках программы «Здравоохранение», которая запланирована по онкологии, нас больше всего интересует ведение реабилитации пациентов. Ребенок после выписки из стационара должен наблюдаться пять лет, чтобы не пропустить возможный рецидив. Строительство новых реабилитационных центров – это то, что сейчас интересует детских онкологов.
В России за последние два года в лечении онкологических заболеваний у детей произошли очень серьезные события. Во-первых, разработана и внедрена гаплоидентичная трансплантация, при которой забор донорского материала может быть произведен от членов семьи и после клеточной селекции пересажен пациенту. В прошлом году было сделано 550 трансплантаций в шести центрах. Мы ждем открытия еще двух центров, в которых будет проводиться такая терапия. Во-вторых, были разработаны CAR-клетки. То есть используются возможности организма в борьбе с онкологическими заболеваниями. Модифицированные клетки получают способность распознавать и уничтожать онкоклетки человека. В прошлом году 36 пациентов прошли эту терапию. Это те дети, у которых не было шансов выжить, но терапия им помогла. И последнее, что в Рос- сии случилось, – 200 детей получили протонную терапию. Она важна для пациентов с опухолями головного мозга, ствола головного мозга и при локализации в тканях, сосудах. Протонная лучевая терапия – малоинвазивная и подходит для таких случаев."