Приветствую вас, друзья, и сразу отвечаю на вопрос в заголовке статьи. Польза однозначно есть для тех, кто эти курсы организует и проводит. А вот в отношении слушателей, которые за эти курсы платят, всё не так однозначно. Впрочем, давайте по порядку.
Краткий обзор литературных курсов и семинаров
Эпоха развития интернета породила удивительное количество разнообразных личностей, которые стремятся научить других хоть чему-то. Не бесплатно, конечно. Таких ещё иногда называют «инфоцыганами» за то, что они продают информацию сомнительного качества. Среди организаторов литературных курсов и семинаров такие тоже встречаются, но я постараюсь обратить ваше внимание на более солидные и полезные проекты. Все обучающие мероприятия для писателей я разделила на четыре группы.
Литературные курсы при вузах
Например, «Высшие литературные курсы» при Литературном институте им. М. Горького или «Курсы писателей», которые организует Санкт-Петербургская школа телевидения. На таких курсах преподают филологи, владеющие методикой преподавания и имеющие опыт педагогической деятельности. Обучение здесь качественное, продолжительное (иногда до 2-х лет) и дорогое. Разнообразные филологические знания вы получите, но для писательской деятельности практической пользы немного.
Литературные курсы и мастер-классы, организуемые под эгидой издательств
Самые известные из них – «Мастер текста» при издательстве «Астрель-Спб». Есть ещё литературные курсы, которые организует издательство «Снежный ком» - небольшое, но занимающееся публикацией неформата и несерийных книг. Организаторы обещают «отличникам» курсов возможность публикации в обход «самотёка». Эпизодически заявляет о себе «Школа литературного мастерства» Эксмо-АСТ, но с 2018 года я о ней ничего не слышала.
К этой же группе можно отнести курсы, которые организуют литературные журналы. Общее для всех подобных обучающих мероприятий то, что они дают шанс на публикацию. Польза же для развития навыков писательской деятельности зависит от того, кто ведёт занятия. Так одним из постоянных преподавателей на "Мастере текста" является Александр Мазин - успешный писатель и ведущий редактор в «Астрель-Спб». Чаще всего такие курсы пропагандируют заданный издательством стандарт.
Курсы и семинары, которые проводят известные писатели
Семинары в отличие от курсов менее продолжительные, могут вообще включать 1-3 занятия. Но они носят более прикладной характер, «воды» в них почти нет.
Пожалуй, самые популярные – это «романные семинары», которыми занимаются писатели-фантасты Д. Громов и О. Ладыженский (их общий псевдоним Г. Л. Олди). Суть семинара в том, что авторы присылают заранее свои романы для анализа, а на семинаре Олди произведения подробно разбирают, указывают на недостатки, рассказывают, что и как улучшить. И самые, на взгляд ведущих, достойные произведения могут рекомендовать к публикации. Такая рекомендация авторитетна и учитывается издательствами.
Кроме семинаров Олди, которые обычно проходят на ежегодной Петербургской фантастической ассамблее и в Крыму в поселке Партенит, можно назвать ещё литературные семинары и курсы писателя-фантаста Дмитрия Казакова (интервью с ним можно почитать здесь на канале), курсы Анны Никольской (детской писательницы), мастер-класс Дарьи Донцовой и это далеко не всё.
Всякие-разные
В четвёртую группу входят разнообразные курсы, которые проводят все, кто считает себя способным на этом заработать. Нередко их организаторами становятся авторы, опубликовавшие 1-2 книги и сразу почувствовавшие желание поделиться своим опытом с жаждущими. Не бесплатно, естественно. Далеко не все такие курсы бесполезны, многое зависит от педагогического таланта ведущего.
Особняком, в хорошем смысле, стоят «Курсы сценаристов» Александра Митты. Хоть курсы и не для писателей, но они именно эти курсы особенно хвалят. Занятия на них помогают разобраться в схеме построения сюжета, в динамике, в создании образов героев
Теперь о пользе
Что дают курсы и семинары? Решив, что для полноты писательского счастья, вам нужно пройти какие-нибудь курсы, спросите себя «Зачем?» Что вы ждёте от этих курсов?
Сразу скажу, что научить писать книги, чтобы их читали и издавали, нельзя. Можно дать инструментарий. Вот вы решили сделать ремонт в квартире, пришли в элитный строительный магазин и купили самые дорогие инструменты. Получится у вас сделать такой же элитный ремонт? Не факт. Для этого нужны качественные материалы, руки, растущие из нужного места, знания и строительные навыки.
Так же, получив на курсах «инструменты» - приёмы, методики, секреты мастерства и т. д., вы сможете их с пользой применить, только если обладаете навыками, умениями работы с текстом и способностями. Ну и ещё разнообразными знаниями, как строительным материалом для творчества.
И ещё нужно учесть вот что. Если вам нравится, как пишут Олди, то, конечно, есть смысл посетить их семинар. Если вам импонирует стиль или скорость работы Д. Казакова или Д. Донцовой, то дорога ведёт к ним. В ином случае ищите что-то другое. Активно пишущие авторы учат по принципу – делай как я. По этому же принципу и оценивают качество работы.
И, конечно, если вы рассчитываете использовать обучение, как стартовую площадку для публикации, то стоит попробовать курсы при издательствах.
Вот как-то так. Моё личное мнение: информация – вещь хорошая, если её правильно использовать. Но почти всё, что нужно для повышения литературного мастерства, можно найти в интернете совершенно бесплатно. Однако многим людям просто необходима организующая и направляющая сила пинка авторитетного преподавателя.
Всем удачи и вдохновения! Заходите на канал и радуйте автора лайками и интересными комментариями.