Найти тему
хочу новую полочку

«Вышло, в общем, довольно скандально, но очень хорошо»

В лекциях по зарубежной литературе Набоков писал, что книги нельзя читать, только перечитывать. Вместе с комментариями Александра Долинина я практически перечитала «Дар», любимый роман еще со старших классов.

Александр Долинин «Комментарий к роману Владимира Набокова “Дар”», 2019, Новое издательство
Александр Долинин «Комментарий к роману Владимира Набокова “Дар”», 2019, Новое издательство

Сложно писать комментарий к комментарию, хочется только цитировать интересные находки. Отмечу, что помимо комментариев, относящихся к контексту эпохи и раскрытию намеков на современников, Долинин уделяет много внимания установлению источников (в основном это касается 4 главы с биографией Чернышевского, написанной Годуновым-Чердынцевым) — это может показаться скучноватым, хотя помогает разделить правду и вымысел внутри биографии.

Интересно было взглянуть на роман с позиции, где главная героиня книги — русская литература, а «Федор последовательно проходит стадии, приблизительно соответствующие этапам русской литературной традиции: в известном смысле литературный онтогенез повторяет филогенез».

Помимо собственно текста комментариев книга содержит несколько метатекстов о непростой судьбе публикации, о названии и фамилиях персонажей, времени в романе и так далее.

В книге встречаются также визуальные комментарии к редким словам. Например, на газетной вырезке выше — циклонетка  — трехколесное берлинское такси. Иллюстрация из книги
В книге встречаются также визуальные комментарии к редким словам. Например, на газетной вырезке выше — циклонетка — трехколесное берлинское такси. Иллюстрация из книги
«Груневальдские откровение Федора и его намерение написать роман o “методах судьбы”, сводившей их с Зиной, то есть о сквозном сюжете своей жизни с ее “писательскими страстями, заботами”, – сюжете, который уже во всех деталях известен читателю, действительно, наводят на мысль, что “Дар” – это и есть будущая книга Федора, написанная после нескольких лет подготовительной работы и рассказывающая, так сказать, свою собственную автобиографию. Проблема, однако, состоит в том, что, перечитав роман второй раз, нельзя не прийти к выводу, что превращение героя в автора есть лишь очередной запрограммированный обман и что мы должны найти другой код, чтобы перечитать роман в третий раз.

Что же, в третий раз, так в третий раз, но уже лет через 10. А потом снова комментарии (надеюсь, к тому времени переизданные и дополненные).

***

Заголовок статьи — цитата из письма Набокова жене Вере о реакции современников (многих из которых он вывел в нем довольно прозрачно) на роман.

***

Пишу лонгриды здесь, рецензии и выписки — в моем телеграм-канале https://tele.click/abiblio/.