Найти тему
Мир на ладони 1:43

Я-5Д Коджу от Ultra Models. Всесоюзный автопробег 1934 года.

Я-5Д
Я-5Д

Наверное,необходимо несколько слов сказать о прототипах.Создавались они для участия в большом Всесоюзном дизельном автопробеге 1934 г. На двух участвующих в автопробеге Я-5 стояли советские дизельные двигателя Коджу (сокращение от Коба Джугашвили,настоящего имени И. Сталина).Естественно,к ним было приковано особое внимание в автопробеге,что сделало Я-5 Коджу (правильно писать индекс этой машины без буквы Д) довольно известными.Наверное,не было в СССР летом 1934 г. издания,которое не опубликовало бы фотографию этого грузовика.Но слава Я-5 Коджу оказалась недолгой,и к сегодняшнему дню лишь самые продвинутые автолюбители могут сразу и безошибочно сказать,что это за грузовик.

Двигатель Коджу,Ярославский государственный автозавод 1933 год
Двигатель Коджу,Ярославский государственный автозавод 1933 год
Автоколонна  перед началом пробега 1934 год
Автоколонна перед началом пробега 1934 год

Первые два опытных двигателя Коджу изготовили только в ноябре 1933 г. на Ярославском автозаводе.Это были шести цилиндровые четырехтактные дизели рабочим объемом 9,96 л,развивающие мощность 90 л.с. при 1600 мин-1. Они имели алюминиевые блоки с вставными стальными гильзами и чугунные головки,алюминиевые крышки головок и масляные магистрали в виде подвешенных внутри картера труб. Дизелями Коджу оснастили грузовые автомобили Я-5,и 9 ноября первый такой автомобиль вышел из ворот завода.На нем были две дополнительные фары на кабине и светящаяся надпись ЯГАЗ-дизель.В середине ноября из Ярославля в Москву отправилась колонна грузовиков,участников первого дизельного пробега по маршруту Ярославль–Москва–Ярославль.Впереди шли два грузовика с дизелями Коджу,изготовленные к ноябрьским праздникам.Их испытывали вместе с дизелями MAN,MVM,AEC и Deutz, и Коджу выдержали первое серьезное испытание.Участники пробега докладывали.Всю дорогу не было аварий. А из четырех иностранных дизелей три выбыли из строя.

Я-5 оснащенный дизелем Коджу-1
Я-5 оснащенный дизелем Коджу-1

В ноябре 1934 г. Ярославский государственный автозавод приступил к работам по установке дизелей Коджу и просил согласия на монтаж двигателей № 3 и № 4 на стандартное шасси ЯГ-5 с измененной главной передачей и кузовом типа Монголка.В мае 1935 г. в НАТИ начались работы по доводке Коджу. Для серийного производства предстояло пересмотреть всю его конструкцию. Брилинг был техническим руководителем работ,а бригадиром по Коджу,инженер Н.К. Гончаров,который на международном дизельном конкурсе выступал как конструктор двигателя Коджу.

-5

Летом 1934 г. после длительных проволочек состоялся международный дизельный конкурс. Брилинг был техническим руководителем пробега и лабораторных испытаний,заместителем командора,а на деле,фактическим руководителем пробега.В конкурсе участвовало 44 автомобиля.Двигатель Коджу,единственный отечественный,испытания выдержал,он занял 5-е место по совокупности показателей,1-е место по пусковым качествам и 2-е по расходу топлива.Одним из отрицательных качеств двигателя Коджу был повышенный расход масла.

-6

После восьми лет разработок дизель Коджу/ НАТИ-Коджу/ МД-23 по ряду причин технического,экономического и политического характера так и не попал в производство.Страна вступила в жесточайшую войну,не имея необходимого для легких танков и тягачей двигателя.

-7

Прекрасно,что в ULTRA models рискнули и остановили свой выбор на редких советских грузовиках.Эта машина,наша история.И она вполне достойна того,чтобы быть увековеченной не только на фотографиях и страницах старых журналов,но и в масштабных моделях.Понятно,что тираж таких моделей,невысок и только этим может быть оправдана их высокая стоимость,розничная цена около 2000 руб.

-8

Несмотря на все положительные факторы,модель лично меня немного разочаровала.В целом она похожа на оригинал,но в мелочах у них слишком много огрехов.Взять даже окраску,у модели решётка радиатора окрашена в чёрный цвет,хотя глядя на фотографии прототипов, убеждаешься,что решётки радиаторов должны быть окрашены в цвет кабины.

-9

Разочаровало исполнение тента,выглядит они неубедительно.Даже существующие можно было доработать,добавив им реализма.Например, просто прорезав в тенте Я-5 сквозные окошки,где они сейчас обозначены лишь насечками.Считаю также недостатком,плохо проработанную раму,где двигатель отлит единой деталью,да и оси выглядят как из детских игрушек,простовато.

-10

Не хватило на моделях табличек и надписей их принадлежности к автопробегу.Если они были,то,наверное,меньше возникало бы вопросов у рядовых коллекционеров к этим моделям.Ведь они давно ждали Ярославских грузовиков и были явно разочарованы нестандартной внешностью первенцев,никак не привязанных к большому историческому событию(о том,что это машины из дизельного автопробега каждый коллекционер должен был догадаться самостоятельно).

-11

Заканчивая обзор этой модели,трудно отделаться от мысли,что машина получились просто недоработанной,не доведённой до того состояния, когда они вызвали бы восторг,а не разочарование своей игрушечностью. Но с другой стороны,хочется выразить ULTRA models свой респект за попытку создания редких,но исторически ценных для нас автомобильных миниатюр в масштабе 1:43

-12

-13
-14

Другие статьи про Ultra models:

Масштабные модели автобусов ЛАЗ-695 и ЛАЗ-695Б от Ultra models

ЯА-1 от Ultra Models. Советский Гигант,самый большой в Европе

Если тебе понравилась статья,подписывайся на канал про масштабные модели.Ставь лайк и комментируй.

-15

Продолжение следует...