Фильм Михаила Козакова видели если не все, то большинство - кому не знакомы персонажи несколько наивного, но удивительно светлого и чистого провинциала Марина Мирою, в дом которого волей случая попадает столичная дама высшего света Мона, мадемуазели Куку, стоящая на страже не только собственной репутации, но и нравственности своих учениц. ..
Удивительно красочно изображена жизнь провинциального городка, где главным и практически единственным развлечением оказывается проезд Бухарестского экспресса - просто как иллюстрация наличия другой жизни - яркой, красочной. А уж когда он внезапно останавливается - это становится событием, перевернувшим жизнь городка.
Фильм, безусловно, занял своё место в нашем кинематографе - его помнят и любят. А вот автора пьесы, которую Михаил Козаков взял для экранизации, стоит представить.
В 1907 году в румынском городе Брэила родился Иосиф Гехтер . О детстве информации практически не сохранилось. Иосиф получил юридическое образование, обучался в Бухаресте и Париже - что явно свидетельствует о его успехах в изучении права, - стал адвокатом. В это же время и литературная стезя позвала юношу.
Первая пьеса "Игра в каникулы" была написана в 1935 году. Тогда же появился и литературный псевдоним - Михаил Себастьян.
Во время Второй мировой адвокатскую практику пришлось оставить. Не погибнуть с голоду помогли разовые подработки по переводу пьес, а в 1943 году была написана "Безымянная звезда".
Но продать её он не мог - Румыния "решала еврейский вопрос" - пьесу, написанную евреем, не только никто не поставил бы, но жизни автора угрожала реальная опасность - или, как минимум, депортация.
Поэтому Иосиф, он же Михаил Себастьян , передаёт пьесу для постановки молодёжному театру под чужим именем. В марте 1944 года она была представлена публике и имела грандиозный успех.
Бухарест уже подвергается бомбёжкам союзников, стало не до спектаклей.
А в мае 1945 года Михаил Себастьян погибает , вдавленный на узкой улице маневрирующим грузовиком в стену с афишей его собственной пьесы... Ему было 37.
Долгое время его имя было в забвении. Его "Дневники"сравнивают с дневниками Анны Франк. Пьесы периодически ставят на разных театральных подмостках, но в основном он известен в Румынии и России .
В 1965 году французский режиссер Анри Кольпи поставил франко-румынскую картину "Мона, безымянная звезда", где сыграли Марина Влади, Клод Риш, Кристя Аврам и другие.
Ставили пьесу и в театрах, в том числе БДТ и МХАТе.
Но ,конечно, "Безымянную звезду" в нашей стране знают по постановке Михаила Козакова - при том, что сам Козаков говорил, что разрешения на работу над фильмом он добивался восемь лет. Что ж, по итогам можно с уверенностью сказать, что не зря добивался...
"Безымянная звезда" стала его режиссёрским дебютом. Сценарий к фильму писал Александр Хмелик. Кстати, то, что встречать поезд выходит весь городок - его идея.
Роль Удри, друга Марина, должен был сыграть Зиновий Гердт. Но что-то не срослось, и роль была отдана Григорию Лямпе.
На роль Грига, любовника Моны, пробовались Леонид Филатов и Родион Нахапетов. Последний сразу отказался, сказав, что роль не его, а пробы Филатова Козаков не утвердил и сыграл Грига сам.
Анатолий Васильевич Эфрос, посмотрев фильм, сказал: "Почему Козаков сыграл в своей картине лучше, чем он играет в моих спектаклях?"
Сцена, где Григ ударил Мону, была чистой импровизацией - никто не ожидал такого жеста от Козакова. Анастасия Вертинская плакала по-настоящему. Главный оператор Георгий Рерберг после этой сцены снял свою фамилию с титров.
Моной Козаков видел Марину Неёлову. Но та отказалась от роли, честно признавшись, что не чувствует персонаж, не понимает поведения Моны. И Мону сыграла Анастасия Вертинская.
Марином Мирою должен был быть Олег Даль. Причем роль он видел в драматичном ключе, настаивал на внесении изменений в сценарий : считал, что Мирою должен был погибнуть под колёсами того самого дизель-электропоезда. В конце концов Олег от роли отказался.
Козаков и сам хотел сыграть эту роль, но в конечном итоге её получил Игорь Костолевский. И здесь режиссёр оказался прав . Не говоря уже об успехе в Советском Союзе, после выхода "Безымянной звезды" в Румынии Игорь стал там суперпопулярен.
Фильм, на мой взгляд, получился очень лиричным, трогательным, щемящим.... Милый романтик Марин, на мгновение решившая, что может поменять свой статус красавица Мона, циничный "хозяин жизни" Григ, несчастная и влюблённая в Марина мадемуазель Куку ,
трогательный Удря с нехваткой рожка для исполнения его оперы - все они сплели тонкую, изящную канву человеческих отношений во всех проявлениях.
И венчающая эту трогательную историю далёкая безымянная звезда, которую подарил нам Михаил Себастьян всей своей трудной и такой короткой жизнью.