Найти тему
Хульета Беглянка

«Скандальное» явление - за чем будущее?

Речь про сам фильм «Скандал», а не про харассмент,
который в нем демонстрируется.

Чтобы сразу обозначить и больше об этом не разговаривать (ну только за большой чашкой кофе вживую) - у меня очень смешанные чувства насчет харассмента, #metoo и всех бойкотов известных деятелей, которые, возможно (!) злоупотребляли своим положением, но подарили миру вагон и маленькую тележку хороших вещей. Да, я смотрела документалки, читала (может, не в должной мере), думала о том, с чем сталкивалась сама и что слышала, но все же у меня нет должного сочувствия к женщинам, которые получали деньги или должность за свои осознанные действия сексуального характера, которые скрывали долгие годы, а потом загребали еще больше денег и утешения со всего мира после обличения своих «ошибок из-за страха». Не знаю, режьте меня. Мы - люди, обращающие друг на друга внимание, способные делать комплименты и даже хотеть заняться «этим» со своим боссом. Масштабы катастрофы перевалили в зону «мужененавистничества» (я знаю таких людей лично), хотя та же Саманта Джонс из «Секса в большом городе» приставала к своему подчиненному и ничего - любимая героиня. Я не хочу, чтобы мужчины боялись отмечать, что я красивая или хорошо пахну, только потому, что простое выражение симпатии или влечения впоследствии может быть использовано против них. Короче, в любых ситуациях, если это не откровенное насилие (а его можно отличить от добровольного принятия решений), ответственна немножко больше, чем одна сторона. А умаление достоинств, например, режиссера и отказ возвращаться к его творчеству из-за выдвинутых в чем-то обвинений, это как-то наверное странно. Караваджо был убийцей, но разве кто-то закрывает глаза при виде его нежных работ? Скорее всего я молодая и различаю не так много оттенков серого - можем вернуться к этому разговору спустя несколько лет. А пока в прокате «Скандал» с хорошими актерскими работами и «Оскаром» за грим и прически.

В общем, художественных достоинств у этого фильма, наверное, столько же, сколько у «Джентльменов» Гая Ричи - не слишком много, но достаточно, чтобы купить билет и сходить на сеанс. Снятая в стиле документалки (персонажи не вымышленные, но некоторые диалоги придуманные для художественной целостности) история о сексуальных домогательствах внутри штаба крупнейшего американского телеканала Fox News. Взгляд на все происходящее показан через трех разных героинь - одна слишком узнаваема и вшита в систему, наделенная властью и не желающая заявлять о приставаниях начальника, который дал ей все, на ранних этапах в карьере (что кстати в реале не доказано); вторая хитра и лично мне неприятна, копавшая под босса и запустившая судебные разбирательства сразу после того, как ее уволили; третья - наивна и пуглива, действительно подвергшаяся харассменту, но вышедшая из него достойно: рассказав все «по-чесноку» и ушедшая самостоятельно из неприятного места. Роли исполняют лучшие блондинки современности - Шарлиз Терон, Николь Кидман и Марго Робби, соответственно. Сверхъестественных перформансов здесь нет, все в рамках оскаровских номинаций. Из действительно киношно приятных моментов: собрание всех героинь со своими страхами в одном лифте под очень точно эмоционально отражающую ситуацию музыку Теодора Шапиро. Это было хорошо и красиво.

-2

Ценность фильма на самом деле не в том, что он показывает, а в том, что он вообще состоялся, как и десятки других реальных историй, нашедших свое воплощение в руках чутких режиссеров. Жизнь - немножко сумасшедшая штука, наполненная таким количеством чего-то, что кажется невообразимым, а главное - достойным экранизации. Кризис художественной литературы сегодня - вполне объясним. Нет смысла придумывать новых героев и ломать голову над тем, что они скажут или сделают, когда столько всего творится в настоящем - просто бери и рассказывай. За нон-фикшном - будущее, а за сценариями на основе реальных событий - настоящее. Главный вопрос только в умелом рассказывании этих историй. Если угодно, это как учитель или преподаватель, который действительно обожает свой предмет, может объяснить его так, что все станет понятно; или что еще круче - может заинтересовать им, заразить учеников идеей, что они сами накопают куда больше информации, чем предполагает образовательная программа. Кино смотреть проще, чем слушать лекцию (так кажется), но знаний оно может дать не меньше. Тем-то и ценны фильмы вроде «Скандала» или сериалы вроде «Чернобыля» (в сравнение, естественно, не идут), которые выскакивают, рассказывают о том, что есть или было, подставляя трамплин для активного зрителя, готового прыгнуть в новый пласт знаний о том, как устроен этот мир. На каждого Уэса Андерсона с его пряничными домиками найдется свой Адам МакКей с объяснением сложных экономических терминов для простого люда. Та часть синематографа, которая существует не только ради культа, но и как источник сведений о мире, работает по принципу какой-то новой религии, чьим апологетом хочется быть без крещений огнем и мечом.