Найти в Дзене
Роман Батраханов

Оскар Уайльд — Портрет Дориана Грея

Знакомые, советовавшие прочитать данную книгу, упорствовали в своём прогрессирующем количестве. Я долго откладывал, но мой интерес стабильно подогревали цитаты в ленте и топы по типу «книги, которые перевернут ваше мировоззрение». Предсказуемо, что планка ожиданий была завышена. На деле же всё моё впечатление можно выразить одной фразой: хорошо, но не зацепило. Ниже идёт абзац рассуждений на одну из главных тем в книге, а не просто абстрактные размышления ! Когда я впервые познакомился с философией эстетического движения, то удивился крайностям. Зачем отрицать моральное начало в искусстве и боготворить красоту образов вопреки этическим ценностям, если оба направления могут мирно сосуществовать в свободе творца ? Но радикальность это всегда палка о двух концах. Эстетизм, своего рода, контркультура, появившаяся как реакция на ЧРЕЗМЕРНОЕ морализаторство и социальный детерминизм викторианской эпохи. Раньше эстетизм и этика, сегодня фашизм и толерантность... Время имеет свою периодичность
«Исцелить душу можно лишь с помощью ощущений, а ощущения - лишь с помощью души»
«Исцелить душу можно лишь с помощью ощущений, а ощущения - лишь с помощью души»

Знакомые, советовавшие прочитать данную книгу, упорствовали в своём прогрессирующем количестве. Я долго откладывал, но мой интерес стабильно подогревали цитаты в ленте и топы по типу «книги, которые перевернут ваше мировоззрение». Предсказуемо, что планка ожиданий была завышена. На деле же всё моё впечатление можно выразить одной фразой: хорошо, но не зацепило.

Ниже идёт абзац рассуждений на одну из главных тем в книге, а не просто абстрактные размышления !

Когда я впервые познакомился с философией эстетического движения, то удивился крайностям. Зачем отрицать моральное начало в искусстве и боготворить красоту образов вопреки этическим ценностям, если оба направления могут мирно сосуществовать в свободе творца ? Но радикальность это всегда палка о двух концах. Эстетизм, своего рода, контркультура, появившаяся как реакция на ЧРЕЗМЕРНОЕ морализаторство и социальный детерминизм викторианской эпохи. Раньше эстетизм и этика, сегодня фашизм и толерантность... Время имеет свою периодичность. Я не понимаю, почему должен НЕНАВИДЕТЬ кого-то за цвет кожи или определенный половой орган, но также не понимаю, почему я должен кого-то БОГОТВОРИТЬ за это. Аналогично не понимаю, почему в искусстве должна быть либо невзрачная мораль, либо развратная красота, если жизнь полна многим. Извращенцы мысли пытаются навязать свои фетиши всем, но как их не нарекай, всё одно одна порнуха.

«У художника не бывает болезненного воображения. Художник вправе изображать всё»
«У художника не бывает болезненного воображения. Художник вправе изображать всё»

Также подмечена смежная борьба гедонизма и пуританства. Либо утонуть в пучине вакханалий, либо запереться до конца дней в монастыре. Третьего в этой борьбе, разумеется, не дано. Есть и более общий вопрос: что страшнее и безобразнее - печать порока или печать возраста ? Это можно назвать главным вопросом книжки, на который будет получен вполне предсказуемый ответ. Но сама история, ведущая к нему, не лишена своеобразных случаев и рассуждений.

Если человек не умеет правильно интерпретировать информацию, то никакая идеология не убережёт его от собственной глупости
Если человек не умеет правильно интерпретировать информацию, то никакая идеология не убережёт его от собственной глупости

Только согрешив, можно избавиться от соблазна совершить грех, ибо осуществление желания - это путь к очищению.

Цитата выше мне напомнила Кьеркегора, говорившего, что просто нагрешить и отчаяться во грехе есть две разные стадии. На первой происходит разрыв с добром, а на второй с раскаянием. «Осознание собственной греховности и есть единственно возможная отправная точка на пути человека к Господу». Пожалуй, это наиболее близкая мне мысль в книге, пусть и поданная с точки зрения животного насыщения грехом, усмиряющим порочные инстинкты. Тем не менее главный герой именно отчаялся в своих грехах, а не просто оступился… Кстати о нём.

Напоминает Чужого из игры «Dishonored»
Напоминает Чужого из игры «Dishonored»

Дориану Грею абсолютно не хочется сопереживать, так как он является инфантильным нытиком, бегущим от ответственности за собственные поступки. И нет, копаться в его эгоизме и выискивать там нотки наивности тоже не хочется. Не вызывает интереса и его друг, приверженец школы этики, так как он слишком мягкотелый для того, чтобы увлечь за собой. В моём понимании этик - наглядный пример, что собственных человеческих сил достаточно для воплощения нравственности (создание портрета Дориана Грея от руки этого художника как бы намекает нам на это), но представленная в книге личность не обладает необходимой энергетикой и воспринимается поверхностно.

Наиболее цельно выглядит друг-циник, чья философская болтовня может позабавить читателя, особенно если читать персонажа голосом Невзорова. Но данный змей-искуситель всё же второстепенный, да и вся его аффектация вскоре наскучит. Также местами слишком много специфичных описаний, которые не вызовут у большинства никаких ассоциаций.

Итоги написанного: я ожидал нечто более глобального, но в итоге осталось послевкусие морализаторской сказки в элегантной обложке взрослого слога. Это и не плохо, но и не потрясает. Возможно, кому-то будут близки переживания героя, но для меня его образ остался абсолютно чуждым и холодным. Философский размах также показался переоценённым, не перелетают мысли выше стратосферы базовой классики. Ознакомиться можно, но ожидать тотальной эйфории не советую: 7/10

За изысканной красотой всегда скрывается что-то трагическое. Как же много нужно в мире страданий, чтобы расцвёл самый скромный цветок...
 После плотного анализа книги прояснились сложные мемы 💪 (простите мне эту пасхалку)
После плотного анализа книги прояснились сложные мемы 💪 (простите мне эту пасхалку)

P.S. Если вам ближе более лаконичная форма рецензий, то предлагаю вам подписаться на мой Инстаграмм. Ссылка указана в соответствующем разделе профиля.