Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

7 популярных в Москве сетей фастфуда 90-х и как сложилась их судьба?

Оглавление

Совсем недавно Макдоналдс отметил 30-летие открытия первого ресторана в СССР в Москве на Пушкинской площади в 1990 году на месте популярного в советское время кафе Кулинари. С тех пор в России стали плодиться американские сети быстрого питания, которые тогда были непривычны россиянам и быстро оставили в тени грязные советские столовые с несъедобными котлетами и чебуречные-пельменные с алкоголиками. Поначалу западные сети фастфуда воспринимались у нас как крутые рестораны.

Большая часть заведений была рассчитана на самый бюджетный сегмент, что было востребовано в безденежные 90-е. Чтобы отведать гамбургер, граждане выстраивались в длиннющие очереди в Макдоналдс, как стояли в Мавзолей еще каких-то 10 лет назад. Через несколько лет вполне успешную конкуренцию американцам стали составлять и российские сети фастфуда.

Сейчас многие из лидеров 90-х уже не существуют, были поглощены другими компаниями или утратили свои передовые позиции.

Давайте же вспомним, в каких местах общепита быстрого обслуживания мы набивали рот не самой полезной для здоровья едой в лихие 90-е, которая казалась тогда такой вкусной и по-западному модной.

-2

1.Ростикс

Первая забегаловка сети куриного фастфуда, принадлежавшая компании "Росинтер", открылась в 1993 году в ГУМе и представляла собой сильный клон американской сети KFC, при этом не являясь официальными партнерами. В меню были бургеры и сендвичи из птицы в хрустящей панировке, картошка фри и содовая.

Сеть вполне успешно развивалась и 2003 году насчитывала около 40 ресторанов по России. В 2006 году "Росинтер" и KFC заключили договорились о стратегическом партнерстве, и сеть изменила название на Ростикс-KFC, а в 2010 году американцы стали единоличными владельцами ресторанов быстрого питания из более чем 150 точек и переименовали заведения в KFC.

-3

2.Русское бистро

Сеть кафе быстрого питания с гусарами на логотипе была создана мэром Лужковым в 1995 году как прямой конкурент американскому Макдоналдсу и активно дотировалось Правительством Москвы. Первая забегаловка появилась в самом центре столицы на Тверской улице.

В меню присутствовали традиционные русские блюда как борщ, пельмени, сбитень, кулебяка и квас, а продавцы были одеты в странные коричневые шапки-киверы. В 2000 году у сети было 37 точек, но несмотря на это, место популярностью не пользовалось и в десятки раз проигрывало по посещаемости конкурентам.

Для поддержания спроса в меню в начале 2000-х были включили водку и коньячный напиток, однако ни алкоголь, который испортил имидж сети, ни денежные вливания государства не спасли сеть от разорения в конце 2000-х.

-4

3.Крошка-картошка

Первый автобуфет предприниматели Андрей Конончук и Виталий Науменко открыли в 1998 году. Фишкой закусочной была запеченная картошка в фольге, в которую накладывали начинку на выбор - салаты, сыр или даже красную рыбу. В дальнейшем ассортимент закусочной расширился, но фирменная картошка так и осталась.

В 2003 году закусочные сети стали появляться на фудкортах торговых центров. Нередки были судебные тяжбы с партнерами по франчайзингу, которые нарабатывали клиентскую базу, а потом меняли вывеску, создавая картофельных клонов-конкурентов.

Сейчас сеть представлена в 30 городах России, а в столице действуют более 70 точек.

-5

4.Дока пицца

Сеть пиццерий по франчайзингу была основана известным в 90-е предпринимателем Владимиром Довганем в 1992 году, хотя сам он занимался производством пекарного оборудования. В лучшие годы сеть насчитывала более 800 пиццерий по всему СНГ. По телевизору крутили рекламные ролики "Дока пицца - нельзя не соблазниться". Однако многие партнеры не всегда соблюдали стандарты качества, что негативно влияло в целом на имидж сети.

В 1995 году основная масса заведений была закрыта, а сам Довгань переключился на выпуск водки. Но в некоторых российских городах за Уралом до сих пор работают пиццерии под этим брендом.

-6

5.Баскин Роббинс

Первое кафе-мороженое открылось на Арбате летом 1990 года, всего на полгода отстав от Макдоналдса. Несмотря на то, что цены кусались, в заведение были очереди, ведь мороженое казалось фантастически вкусным по сравнению с нашим, и вдобавок было с самыми разными вкусами - фисташки, леденцы, печенье. Разноцветное мороженое, яркая упаковка и розовые ложечки - в СССР такого явно не было. Кафе в 90-е стало одним из символов западной жизни.

После августовского кризиса 1998 года с 5-крастным ростом курса доллара компания свернула деятельность в России, вернувшись лишь в начале 2010-х. Но до сих пор всех мучает вопрос: что же означала цифра 31 на вывеске?

-7

6.Пицца Хат

Первый ресторан известной американской сети пиццерий открылся в Москве в 1990 году по системе франшизы и пользовался успехом у детей, смотревших мультик с Черепашками ниндзя, поглощавшими пиццу килограммами. Хитами продаж были пицца суприм, пепперони и вегетарианская.

В 1996 году сеть даже сняла рекламный ролик с участием Михаила Горбачева, который приходит с внучкой в пиццерию (впрочем, есть пиццу перед камерой политик все же отказался), а посетители сначала дискутируют о его политике, но затем соглашаются, что если бы не Горбачев, то Пиццы Хат не было в России.

В 1998 году после дефолта и кризиса в российской экономике, обе имеющиеся на тот момент в столице пиццерии закрылись (говорят также, что материнская компания что-то не поделила с русскими партнерами).

В 2000 году компания вернулась на московский рынок фастфуда, но ее существование не было стабильным - сеть периодически уходила с рынка, ее рестораны выкупались другими брендами, меняли хозяев и вновь открывались, тем самым растеряв свой авторитет 90-х. Сейчас в столице действуют 2 заведения в спальных районах.

-8

7.Стефф

В конце 1993 года в Москве появились первые уличные автокафе с западными хотдогами, созданные российским бизнесменом Сергеем Шихаревым. Сосиски, привезенные из Дании, были гораздо вкуснее доморощенных передвижных лотков с дешевыми булочками и вареными сосисками. Кроме датского хотдога в меню был еще и французский, а также рулле и баварский сендвич с сарделькой.

К 1998 году сеть насчитывала уже более 100 точек, покрывая почти всю Москву. После кризиса и обвала курса рубля в 1999 году сети пришлось отказаться от закупки дорогих датских сосисок и срочно сменить название на временное "Стоп-топ", а с 2004 и поныне сеть, которая теперь представлена не только в палатках, но и стационарном формате известна под брендом "Стардогс".

Сейчас хотдоги продаются более чем в 1000 закусочных в 15 городах России, а компания выбилась в лидеры рынка фастфуда.

Понравилось? Поддержи канал:

👍 Ставь палец вверх, поделись статьей с друзьями в соцсетях (сбоку слева)!

☑️ Подпишись и не пропускай в ленте Дзена наши новые статьи!

👉 Похожие статьи:

  • 5 торговых сетей Москвы 90-х и 2000-х, которые разорились