Найти тему
Слова и музыка Матецкого

MARC BOLAN: ЛЮБИМЫЙ АРТИСТ РИНГО

Марк Болан (Marc Bolan) ушёл из жизни совсем молодым – на момент трагической автокатастрофы в 1977 году ему было всего 29 лет. 

Сегодня я предлагаю вам послушать изолированный гитарный трек, взятый из легендарного хита T Rex ''20th Century Boy''. Это очень показательная гитарная партия, позволяющая понять корни драйва Марка Болана - ведь именно подобный ритмический рисунок был основой практически всех его невероятно успешных песен. Особенно будет интересно послушать этот трек тем из вас, кто знаком с гитарой.

Урождённый Марк Фелд (Mark Feld), он был первооткрывателем и основной фигурой глэм-рока - трендовой доминанты начала 70-х. Не зря же сам Ринго Старр – ещё недавно барабанщик пресловутых «Битлз», - решил увековечить звёздную траекторию Болана и снял документальный фильм Born To Boogie про него.

-2
-3

Интересными воспоминаниями о том, как Болан начинал свою карьеру, будучи уличным музыкантом, делится известный record producer Тони Висконти (Tony Visconti), работавший с артистом: «Марк играл на гитаре, которую купил за 12 фунтов. У нее были сломаны колки, поэтому он носил с собой плоскогубцы, чтобы настраивать её. Одет он был в какие-то непонятные вещи - не мог позволить себе купить что-то приличное». Насчёт плоскогубцев и сломанных колков – ох, много историй подобного рода могут рассказать гитаристы с советским прошлым: практически на всех семиструнках за 7-50 они были обломаны…

И далее Висконти продолжает: «Я видел в музыке Tyrannosaurus Rex что-то магическое, «глубинное». Плюс это были весьма элегантные тексты Марка. Они звучали необычно, так как были основаны на толкиеновских и кельтских образах. В этом, несомненно, был потенциал».

Первые диски Tyrannosaurus Rex звучали весьма психоделически, но уже альбом 1970 года «A BeardOf Stars» подошёл ближе к электрическому саунду и вошёл в Тор-30. Затем Болан изменил название группы на T Rex, выпустил песню Ride a White Swan, и неожиданно оказался на вершине популярности с гигантского размера хитом. После Swan’a наступила так называемая T-Rextasy – истерия, сходная в своих проявлениях с «битломанией»: песни становились хитами, и они сыпались как из рога изобилия: Hot Love, Get It On, Telegram Sam, Metal Guru… 

Альбом «Electric Warrior» (1971) взлетел на первое место аж на целых шесть недель, после чего в 1972 году вышел «The Slider», который вывел Болана в топовую двадцатку США. 

Но не только драйвовым ритм привлекал к нему столько внимания: Болан неплохо разбирался и во внешних аспектах сценического мастерства. Он одним из первых среди рокеров начал носить на сцене и в жизни экстравагантные цилиндры.

-4

Вскоре на его щеках и веках появился «блеск» – образ звезды глэм-рока, можно сказать, завершился. Разумеется, он в этом не был одинок – его коллега по жанру Дэвид Боуи (David Bowie) был ещё большим мастером сценических перевоплощений. Но у Болана, как мне кажется, его «боевой раскрас» носил какой-то более бытовой, непостановочный, характер.

Кстати сказать, история о том, с чего всё это началось, подтверждает мою версию. А точнее: несколько различных историй. 

Так, некоторые говорят, что навести блеск на щёки порекомендовала Болану его личная помощница Челита Секунда (Chelita Sekunda) – а точнее, просто подошла и провела тампоном по щекам и векам в качестве шутки. А в одном из более поздних интервью на Radio 1 Болан рассказывал, что просто увидел «блеск» на туалетном столике своей жены June Child и позаимствовал его перед фотосессией. А всё остальное произошло само по себе – и образ закрепился и пошёл в народ. 

-5

Как бы там ни было, он вскоре стал иконой стиля этой эпохи – плакаты с изображением Болана и загадочными буквами T Rex заполнили стены подростковых комнат по всему миру (в СССР они в то время были далеко не у всех - дорого стоили!). Однако гламурный образ сыграл с Боланом злую шутку – буквально через пару-тройку лет, когда песни стали «пробуксовывать» и он набрал вес, соответствовать этому образу стало трудно.

«Это случается с большинством рок-звезд», - вздыхает Висконти. - «Мы были в студии и говорили друг другу: «Что происходит? Почему он кричит на нас?». Марк потерял берега, стал жутким, нетерпимым, начал в открытую обманывать свою жену Джун. Она ушла первой. Я ушёл за ней - не мог этого выносить».

При его маленьком росте лишний вес был особенно заметен – он мгновенно получил прозвище “The Glittering Chipolata” («Блестящая луковица»), за спиной стали хихикать…

Но мы не будем сегодня говорить об этом периоде его жизни и вернёмся в "точку А", поближе к музыке.

-6

Только не подумайте, что Марк Болан состоял только из внешних атрибутов и скандалов: его невероятное композиторское чутьё, умение «нарулить» песенный хук, заставить трек звучать с драйвом на записи – вот основа его успеха. И, конечно же, ''20th Century Boy'' является одной из таких песен. 

Напомню вам её в «полном» виде.

Она была выпущена в 1973 году, на последней волне популярности Болана, став, в определённой степени, мостиком, переброшенным в сторону будущих поколений. И новые поколения его message услышали – 20th Century Boy и другие его песни практически не смолкая звучат на радиостанциях по всему миру.