Найти тему
Управление Налогами

3 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ВЫ ПРОИГРАЕТЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

По итогам 2019 года, налоговые органы выиграли в суде 75% споров с налогоплательщиками. Мог бы этот процент быть меньше? По нашему мнению, да. Если бы руководители компаний не допускали обидных ошибок в принятии решений по ходу взаимодействия с налоговиками.

Предлагаем рассмотреть 3 наиболее распространенных ситуации и их последствия (все истории реальны).

✔️СИТУАЦИЯ 1. Компания получила от налоговой обьемное требование, которым истребуется большое количество информации как о самой компании, так и о ее контрагентах.

Директор и главбух компании решили, что нужно предоставить максимально возможное количество информации по данному требованию, тогда налоговики удовлетворятся и не назначат в компании выездную проверку. В частности, в инспекцию было предоставлено штатное расписание компании, а также перечень материально оветственных лиц с указанием ФИО сотрудников.

Итогом ситуации стало: 1)все перечисленные компанией материально ответственные лица были вызваны налоговыми органами на допрос и, будучи не подготовленными к этому процессу, сообщили много лишней внутренней информации о жизни компании, 2) выездная проверка была назначена через месяц после предоставления ответа.

❌ОШИБКИ: компания не проанализировала (не смогла проанализировать) требование на предмет избыточности запрошенных в нём данных и наличия законной возможности не представлять часть запрошенной информации, не привлекла для этой работы профессионального консультанта, не оценила последствия предоставления списка сотрудников с ФИО, не провела подготовку сотрудников к возможному допросу.

✔️СИТУАЦИЯ 2. Директору компании поступил звонок от налоговых органов с приглашением явиться в налоговую инспекцию для предоставления ответов на ряд вопросов относительно контрагентов компании

Директор явился в налоговую инспекцию и вынужден был под протокол ответить на 21 вопрос инспекции относительно взаимодействия с подрядчиками и субподрядчиками, часть из которых попали в поле зрения органов МВД и Прокуратуры.

Итогом стало доначисление Компании НДС штрафов и пени, а также участие еще в ряде допросов и следственных мероприятий МВД.

❌ОШИБКИ: Директор принебрег положениями законодательства, согласно которым у налоговых органов нет прав приглашать налогоплательщиков на допросы телефонным звонком. Директор также не воспользовался своим правом на представителя и не обеспечил себя никакой профессиональной поддержкой в рамках допроса, в связи с чем подвергся давлению со стороны инспекции и сообщил много лишней информации, которая была использована налоговиками не в пользу компании.

✔️СИТУАЦИЯ 3. Компания получила требование на предоставление документов и информации от налоговых органов, в котором содержались ошибки в оформлении.

На основании факта наличия ошибок в оформлении требования, директор и главный бухгалтер компании решили не предоставлять большую часть информации, написав в инспекцию ответ со ссылками на законодательство, подробно описывающий, какие ошибки допустили инспекторы при написании требовения и почему они ничего не получат.

Итогом ситуации была внезапно проведенная в компании выемка документов и предметов, в ходе которой у компании было изьято большое количество оригиналов первичных документов, а также ноутбук директора.

Компания обратилась по факту выемки в суд, но проиграла его (даже несмотря на сопровождение привлеченных юристов), поскольку суд поддержал доводы инспекции о том, что компания неправомерно не предоставила инспекции информацию в рамках первоначального требования, намеренно препятствуя тем самым ходу проверки.

❌ОШИБКИ: Директор и главный бухгалтер приняли неправильное решение относительно столь категоричного ответа инспекции в самом начале процесса (не изучив, вероятно, последнюю судебную практику относительно требований, содержащих формальные ошибки), последствия которого на последующих этапах невозможно было исправить даже с привлечением профессиональных юристов.

В ключе вышерассказанного, спешим повторить несколько неизменных советов:

📎Совет #1, если Вы директор:

Не спешите сами в инспекцию)) Предоставьте это сделать юристу или консультанту, которому доверяете.

Во-первых, они профессионалы и посетили уже много подобных мероприятий, а значит, могут, получив от инспектора на вызове какой-либо вопрос, сразу оценить, для чего на самом деле он задан и какие последствия может иметь та или иная форма ответа,что способно предотвратить много лишних забот впоследствии.

Ну, а во-вторых, частенько увидев перед собой ни генерального директора, а подкованного представителя, инспекторы сразу оставляют свои первоначальные намерения вызова, если они не совсем укладывались в рамки правового поля.

📎Совет #2. Если Вы всё же пришли в инспекцию самостоятельно :

Отвечайте кратко и только на поставленный вопрос. Помните, что никаких точных дат, числовых данных и прочих деталей конкретной сделки Вы помнить не обязаны. Для запроса подобной информации у инспекции существуют другие формы письменных запросов в организацию.

В случае морального давления и угроз со стороны инспектора, констатируйте, что будете вынуждены зафиксировать факт давления в протоколе по итогам встречи.

📎Совет #3. Получив какое-либо требование, запрос, приглашение от налоговых органов, не спешите на него реагировать. Озадачьте подчиненных (если у них достаточно компетенций) или обратитесь к профессиональным консультантам, чтобы они подробно по каждому пункту запроса прокомментировали Вам, законно ли запрошена информация и какие могут быть для компании ее последствия/непредставления. После этого Вы сможете принять взвешенное решение о дальнейших действиях.