Найти тему
Ufaved.info

Электромобиль - это реальность. Часть 4

Электромобиль на подзарядке.  Китай
Электромобиль на подзарядке. Китай

Часть 1

Часть 2

Часть 3

- Что будет, если государство все-таки заинтересуется вашими разработками?

- В советское время в газетах была такая рубрика: «Если бы я был директором». Так вот, если бы я был руководителем какого-нибудь республиканского ведомства, я бы разработал стратегию и непременно включил бы в нее создание производства литий-серных аккумуляторов. Технологии производства высокоэффективных источников питания разных типов активно развиваются во всем мире, но литий-серные еще не доведены до массового производства, и здесь наша лаборатория - лидер в России, а можно сказать, и в мире. И, как правило, легче осваивать новую отрасль, создавать новый продукт, чем пытаться «догнать и перегнать» то, что уже хорошо развито.

Словом, Россия могла бы стать лидером в разработке и производстве литий-серных аккумуляторов.

Шлейф возможностей

Еще мы могли бы развивать «химию для производства батареек» - в нашем нефтехимическом городе для этого есть все предпосылки. Сейчас лидером в этой отрасли является Китай. Конечно, что-то делается и у нас: на новосибирском заводе «Лиотех» (высокоемкие аккумуляторы для транспорта), на елецком ОАО «Энергия» (источники питания как для армии и флота, так и для бытовых приборов), на «Уралэлементе» в Верхнем Уфалее (в основном для нужд Минобороны), на Саратовском аккумуляторном заводе. Но к производству каждого конечного продукта прилагается целый шлейф технологий. Наши заводы в основном работают на китайском сырье: электродные материалы у нас не выпускаются, электролиты - тоже… Допустим, в одном из видов литий-ионных аккумуляторов в качестве положительного электрода используется литий-железофосфат. Несложное соединение, мы вполне могли бы его производить и снабжать им Новосибирск и других производителей аккумуляторов.

А вы знаете, что в нашей республике много месторождений марганца? И хотя содержание элемента в руде там не очень высокое, мы можем выделять этот марганец и получать из него активный материал для положительных электродов первичных элементов (батареек).

Ядовитые "Мальдивы" под Новосибирском. Фото из открытых источников
Ядовитые "Мальдивы" под Новосибирском. Фото из открытых источников

Шахтные воды, рудные воды, затопленные карьеры содержат огромное количество металлов - меди, цинка, в принципе все это можно выделять. Есть Бурибаевский карьер, в котором вместо воды - медный купорос, ядовитейшее соединение. Мы предлагали поместить на озеро электродную систему на понтонах, поставить ветрячок для генерации энергии - и время от времени вытаскивать электроды и снимать с них медь. Медь на Лондонской бирже идет от 1,5 до 2 тысяч долларов за тонну. Пока что никакое предприятие идеей не заинтересовалось.

А еще я обязательно внедрил бы использование возобновляемых источников энергии. Если лететь над Европой в ясный, солнечный день, что вы увидите? Вы увидите, как блестят крыши поселков от солнечных батарей и крутится огромное количество ветряков. Нам говорят, что все это не нужно, что источников энергии у нас достаточно - забывая о том, что территория огромная и чтобы доставить энергию в какой-то небольшой поселок, нужны линии электропередачи. Они недешевы - дешевле поставить ветрячок, солнечную панель - и аккумулятор, чтобы иметь неиссякаемый источник энергии.

Бизнес по спасению ежиков

С проблемой утилизации использованных элементов питания сталкивается каждый: многие мои знакомые уже не решаются просто бросать батарейки в мусорное ведро – все слышали, как они опасны для ежиков и дождевых червей - и они накапливаются в квартирах. Я предпочитаю выбрасывать их в оранжевые экоконтейнеры, где ртутные лампочки собираются отдельно, а батарейки - отдельно, хотя таких контейнеров в городе пока немного. А, например, на химическом факультете БашГУ батарейки собирают и отвозят на перерабатывающий завод в Челябинск. Насколько выгодна переработка батареек и можно ли построить такой завод у нас?

Батарейки отравляют окружающую среду. А могли бы стать источником энергии
Батарейки отравляют окружающую среду. А могли бы стать источником энергии

- Из батареек в вашем диктофоне можно извлечь марганец и цинк, - отвечает Владимир Колосницын. - Можно собирать и литий-ионные, литий - еще более дорогой элемент - но их меньше. Перерабатывают батарейки обычно на заводах с близким технологическим циклом (например, в Челябинске есть цинковый завод). Но чтобы перерабатывать было выгодно, нужен объем сырья от 1000 тонн в месяц. Теперь давайте очень грубо посчитаем: в Уфе 1 миллион жителей. Допустим, у каждого из них 1 раз в месяц появляется отслужившая свое батарейка - она весит примерно 50 грамм. 50 000 000 грамм - это 50 тонн. Всего. Так, может быть, лучше наладить систему сбора и стать региональными партнерами существующего завода? Ведь мы боремся не только за выгоду от переработки, а за то, чтобы тяжелые металлы из элементов питания не оказывались на свалках, не загрязняли нам почву и воду.

А наладить систему сбора не так-то просто. Наиболее перспективным мне представляется система залоговой платы: гражданин сдает пять использованных батареек - получает одну новую, продавец продал 100 новых - обязан вернуть 100 использованных.

Вообще это проблема архиважная. Законодательством определено, что производитель должен утилизировать батарейки и аккумуляторы, которые он произвел. Но ни на одном из наших заводов нет цехов по утилизации. А ведь технология утилизации несложная. Но инвестиции все равно нужны, а у нас сейчас инвесторы настроены, можно сказать, на 100% прибыли. На Западе бьются за 7-10%, а наших такие цифры не привлекают! И как вы думаете, где окажутся, отработав свой срок, аккумуляторы для электробусов, светосигнальных систем, теле- и радиоаппаратуры (и это только произведенные у нас, не говоря уже об импортированных)?