Министерство просвещения с новым Министром во главе хочет что-то реально улучшить в системе школьного образования. Даже организовали сбор предложений. Правда, почему-то от руководителей региональных органов управления образованием.
Я об этом недавно писал:
А учителей спросить не хотите?
А если бы спросили меня? Вот три (пока) момента, на которые я бы попросил нового Министра обратить внимание.
1. От лица всех администраций небольших городских и сельских школ скажу, что законодательно нам очень трудно: к нам предъявляются точно такие же требования, как и к большим школам, да и просто предприятиям, мы ведь «юридическое лицо» и «организация», но у нас нет секретарей, делопроизводителей, кадровых работников, инженеров по технике безопасности, системных администраторов, электриков, специалистов по системам теплоснабжения… А так как требования к их наличию предъявляются, все эти (и другие) функции распределяем на … учителей. В основном, формально, для проверок.
Нужно всё же разделять по предъявляемым требованиям школы на категории, так чтобы требования были подкреплены кадрами и финансово. Можно часть общих функций закрепить за муниципальным органом управления образования. Например, одного инженера по безопасности (охрана труда, технадзор и т.п.) хватит для небольшого района, но пока по закону каждая организация должна всё это иметь отдельно. Но ведь централизованные бухгалтерии справляются?
2. Очень большую часть сил и времени мы тратим на написание и бесконечное исправление множества «локальных актов», то есть положений. 80% всех положений – это переписывание Федеральных законов. Никто их, честно говоря, не читает, кроме проверяющих. И мы, и они (проверяющие) уже путаемся в этих положениях. Но если какого-то положения нет, или, не дай Бог, фраза не так написана – страшное преступление!
Нам некогда заниматься методикой, работать с учителями, ходить на уроки – мы пишем положения, вносим постоянно поправки в разные локальные акты и тому подобное. А ведь всё можно решить довольно быстро и просто: создать единый документ (например, Регламент), в котором были бы собраны все необходимые нормативы деятельности школ. Федерация пишет всё, что прописано на Федеральном уровне. Региональные Министерства добавляют свои нормативы, школы дописывают свои особенности. Поверьте, школьных нормативов будет не более 10%. Этот регламент будет доступен всем: учителям, родителям, школьникам.
За такой документ все школьные администрации (особенно малокомплектных школ, не имеющих лишних кадров для всей этой ненужной писанины) будут очень благодарны, да и сама система школьного образования станет для всех более понятной и единой.
3. Все уже много говорили и писали про вал конкурсов и мероприятий, захвативших школы. Это на самом деле уже перебор. Нам шлют конкурсы и мероприятия все возможные организации. Иногда создаётся впечатление, что некоторые структуры создаются специально для того, чтобы заваливать школу «срочными и важными» мероприятиями (с фотоотчётом!)
Пора вспомнить и однозначно заявить, что в школе главное – учебный процесс! Урок является важнейшим и самым приоритетным мероприятием! Тогда и курсы смогут организовывать во время каникул (раньше же могли), и вебинары всевозможные не будут проводить во время уроков, и конкурсы школы сами будут отбирать по уровню полезности для образовательного процесса, а не для отчётности.
Конечно, можно и нужно ещё и про систему оплаты сказать, и про чехарду с учебниками (и их качеством), и про лишние предметы, и про перегруз программного материала (каждый урок – новая тема), и про переработку педагогов… Но не всё сразу.
Друзья! Подписывайтесь на канал - будем вместе!