Найти тему
Design for Learning

Тулбокс педдизайнера: ADDIE

Оглавление

Лонг тайм ноу си, как говорится. После долгого перерыва на конец света, смену работы и лежание без движения я вернулся. Начать решил с простого и понятного — модели ADDIE.

Источник: с в полтретьего ночи в Фотошопе
Источник: с в полтретьего ночи в Фотошопе

ADDIE, кажется, первое, с чего начинают осмысленно изучать педдизайн. Пять последовательных стадий с возможностью вернуться на любой шаг назад, если нужно. Модель самая простая и популярная. В этом смысле она похожа на дизайн-мышление — выглядит как процесс здравого смысла. И разделяет слабость ДМ — в самой интересной части там меньше всего методик. В дизайн-мышлении эта часть — генерация идей, а в ADDIE — проектирование программы курса.

Другая особенность, которая вытекает из предыдущей — это модель создания курса, а не программы. Значит, что она поможет упорядочить большой процесс работы над курсом, но мало поможет спроектировать содержание. Её даже поэтому иногда называют метамоделью — описывает общие этапы работы, а другие модели так или иначе укладываются в её этапы.

Когда использовать?

Когда у вас есть достаточно много времени, чтобы последовательно пройти каждый этап

Разберёмся по шагам

Анализ

Здесь мы собираем информацию со всех сторон, чтобы максимально прояснить, кому, зачем и какой курс нужен; как работает тема. Эта информация и помогает принимать решения.

  1. Анализ запроса — сбор целей заказчика. Кто пришёл с запросом, почему им нужно его решить, как поймут, что сработало, точно ли эта проблема/потребность решается обучением. Артефакт — бриф.
  2. Анализ аудитории — кто участники, зачем им курс, в какой конечно точке хотят оказаться, как видят роль курса в этом, почему захотят его пройти, в каких ситуациях нужны скиллы, как уже пробовали учиться, какие трудности есть, etc. Артефакт — портреты ЦА.
  3. Анализ текущей работы (для корпобучения) — так сейчас работают сотрудники, какие есть гэпы между нынешним способом решения задач и нужным.
  4. Task Analysis — погружение педдизайнера в тему. Изучение и картирование целевой деятельности (процессы, ключевые задачи, инструменты, концепты), чтобы понять, как выглядит курс реальной жизни, о котором будет курс. Артефакт — майндмэпы, концепт-карты, вотэва.

Проектирование

Здесь мы принимаем главные решения о том, к каким результатам и как будем вести участников, как поймём, что пришли.

  1. Сформулировать верхнеуровневые образовательные результаты — переформулировать инфу, которую собрали на основе анализов всего к видению конечной точки, трансформации в жизни, к которой ведём студента с помощью курса. Это могут быть как учебные, так и неучебные цели: знания, умения, навыки, таксономии Блума и СОЛО, вотэва. Артефакт — карта результатов курса.
  2. Придумать ключевые учебные и не очень события, которые помогут прийти к нужные результатам. Это могут быть как лекции, так и хакатоны, стажировки, спиддэйтинги. Когда события выбраны, их нужно упорядочить — выстроить в последовательность, которая поможет прийти у нужной трансформации.
  3. Прикинуть, какой контент нужен, чтобы достичь результатов — какие темы берёте на борт, какие нет
  4. Собрать программу — соотнести события и темы, собрать в последовательность, а также уточнить образовательные результаты.
  5. Выбрать форматы — видео/аудио/тексты, индивидуальная или групповая работы, вебинары/предзаписанные видео или скринкасты, квизы или задания, etc.
  6. Придумать, как оценим достижение образовательных результатов
  7. Спроектировать коммуникацию на курсе между студентами (сообщество и флуд) и с организаторами (поддержка)
  8. Спроектировать мотивационные приколы.

Разработка

Здесь мы пишем, снимаем, редактируем и плачем, когда получаем контент и видим расхождения с тем, как представляли его.

  1. Теоретический контент: тексты, видео, аудио, мультимедийные приколы
  2. Задания: закрепляющие и формирующие знания и навыки, а также проверочные
  3. Создать оргштуки: чаты, темы на форуме, гайды для модераторов.

Внедрение

Здесь мы запускаемся, снова плачем, когда студенты присылают опечатки и отзывы по ошибкам, но храбримся и доделыеваем в процессе.

  1. Шаг-призрак — бета-тест. По сути это обкатка курса на закрытой группе людей, которые не говорят об этом вовне, а только учатся и присылают фидбек о каждой пропущенной запятой и бессмысленном тестовом вопросе. Шаг-призрак, потому что не все его делают и не всегда есть вря.
  2. Пилот — курс выходит в люди и снова получает волну фидбека

Оценка

Здесь собираем все слёзы создателей и студентов в одно ведро и анализируем.

  1. Оценка студентами: понравилось/нет, достигли целей или нет и всё вот это вот.
  2. Результаты оценки прогресса студентов — на основе результатов проверочных заданий оцениваем прогресс студентов
  3. Собираем лист доработок по контенту, динамике, логике, коммуникации, etc.
  4. Дорабатываем и при необходимости идёт на 1/2 или сразу на 3 шаг.