Найти тему

Когда появились чайлдфри?

Против чайлдфри огульно выступают все – от простых обывателей до попов, чинуш и других липовых «авторитетов». Относительно этого «движения», да ещё и «новомодного», им с трудом удаётся выдавить из себя что-то внятное, но чаще всего логикой в этих обвинениях и не пахнет. Главный же парадокс в том, что все эти сторонники «традиционных семейных ценностей» не замечают простого факта. Факт этот в том, что чайлдфри были ВСЕГДА. И дело тут не в угрозе перенаселённости планеты – пять тысяч лет назад, к примеру, людей на планете было куда меньше, чем теперь, но чайлдфри уже были.

Вплоть до новейшего времени в роли чайлдфри выступали в первую очередь монахи, кое-где – простые священники; ещё раньше были жрецы. Напомню, что монашество – это «подвиг», основанный на отказе от «мирской» жизни, в первую очередь от размножения и всего, что связано с семейной жизнью. Человек бросал всё, уходил в монастырь или «пустынь» и посвящал себя только «духовной» жизни. Это отнюдь не только ритуалы, обряды и зазубривание мантр: в средние века монастыри во многом были аналогами университетов, там изучались науки, иногда – боевые искусства. В древности языческие жрецы были также главными (и зачастую единственными) хранителями научных знаний, изобретателями и рационализаторами, нередко они были советниками правителей.

-2

На Руси монахов называли «иноками», то есть теми, кто живёт «иной» жизнью, оторванной от всего обыденного.

Первый момент здесь в том, что в древности и средневековье отказ от размножения предполагал и отказ от половой жизни. Иногда это делалось показательно и натуралистично. Весьма яркий пример в этом смысле – древний культ богини Кибелы, пришедший в античный мир с востока. При посвящении в жрецы новичок был обязан прямо перед храмом отрезать себе половые органы, затем войти в храм и положить их на алтарь; этим он демонстрировал богине, что отныне он посвящает свою жизнь только ей. Нечто подобное совершали впоследствии даже некоторые христианские «святые».

Кибела
Кибела

Второй момент заключается в том, что общество (точнее, государство) пыталось контролировать монашескую инициативу людей. Ведь, по сути, ничто не мешало человеку стать жрецом или монахом – было бы желание. И вот государство и подконтрольные ему церкви придумали различные «испытания», ограничивающие приток поселенцев в монастыри. Деятельность монахов также контролировалась. Значительную часть времени монахи были заняты изучением тех самых обрядов, мантр и мифов, а научным изысканиям и другим полезным занятиям отводилось всё меньше времени. С течением времени церковная учёность безнадёжно устарела, проиграв гонку развившейся светской науке.

Однако в целом люди, отказавшиеся от «мирской» жизни ради саморазвития и духовного совершенства, пользовались исключительным уважением в обществе. Даже самые непросвещённые представители «черни» твёрдо понимали, что в обществе просто обязаны существовать люди, которые не размножаются и всю свою жизнь посвящают чему-то «иному», решают какие-то высшие проблемы. Они понимали, что деятельность этих «чайлдфри» так или иначе полезна даже «мирским» людям и их детям. Разумеется, не стоит идеализировать монахов – в стенах многих монастырей процветали и коррупция, и разврат, и раздолбайство, и пьянство, однако монахам всё это прощалось, ведь они, по определению, «служили богу».

-4

Итак, в древности и в средние века чайлдфри считались «подвижниками» и были самыми уважаемыми людьми, к чьим советам прислушивались, чьими профессиональными услугами охотно пользовались. Монахи-чайлдфри были учителями, переписчиками книг, алхимиками, астрономами, врачами, фармацевтами и представителями других интеллектуальных профессий. Ради этого они и отказывались жениться, заводить детей и гнобить себя на тяжёлой работе, чтобы прокормить семью.

Так что же мешает современным обывателям относиться к чайлдфри так же, как они относились к ним тысячу лет назад? Ведь нас от древних монахов отличают лишь некоторые частности: во-первых, многие из нас не верят в бога (или верят, но не являются представителями традиционных конфессий); во-вторых, мы не служим государству и не имеем над собой начальников, не спрашиваем у них особого разрешения на нашу деятельность и наш образ жизни; в-третьих, за отсутствием надёжных авторитетов в лице государства, церкви и других подобных структур мы подчиняемся в вопросах своей жизни единственному серьёзному и неподкупному авторитету – собственной душе; в-четвёртых, мы не отказываемся от половой жизни как таковой, просто мы не связываем её с деторождением.

В остальном мы всё те же «божьи люди», отказавшиеся от традиционного уклада ради неких иных горизонтов. И плодами нашей деятельности с удовольствием пользуются очень многие из вас, в том числе ваши дети.

Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉

Ещё статьи этого автора: