Найти тему

Семинар для воспитателей в рамках федерального инновационного проекта «Учитель 2.0». Тезисы моего выступления

10 лет работы в сфере образования и воспитания не сделали меня профессионалом и универсалом. Между тем это немалый срок для обобщения и выявления общих закономерностей некоторых граней педагогической работы. На республиканском семинаре для воспитателей общеобразовательных организаций РТ с круглосуточным пребыванием воспитанников я поделился своим багажом выявленных закономерностей. Спешу — немного лукаво, ведь семинар прошел неделю назад — тезисно поделиться своими мыслями:

1. Все просто.

Да-да, все просто! Педагогика и психология как науки, как совокупность закономерностей и обобщений достаточно простые. Не такие невротические сами по себе. Зачастую мы сами все усложняем. Делаем из мухи слона, в итоге ничего толком не предпринимая, оставляя слона в голове как форму невроза. Есть простая технология из 3 шагов, которая избавляет педагогов, образованцев от «слона в голове».

  • важно правильно ставить вопрос, правильно идентифицировать проблему, понимать кейс, что именно создает беспокойство, требует решения;
  • изучить, какими путями в принципе данный вопрос решается, при этом чем научнее и глубже подход, тем лучше решение
  • какой из этих путей я беру на вооружение и сделаю прямо сейчас или не сделаю, ведь это уже сознательный выбор быть пассивным и ничего не делать, но ради своего спокойного нереагирования.

Здесь неплохо подходить метафора «захламленного шкафа». При виде такового нам кажется, что все «сложно и плохо». Но достаточно просто все вытащить и разложить обратно по полочкам, создав порядок. Вещей меньше в шкафу не стало, но все стало проще. (По вопросам неадекватности метафор жаловаться личным сообщением автору). Любой педкейс решаем. Усложняют все наши игры разума. Все просто.

2. Правильный вопрос? Правильный ответ

Продолжаем упрощать. Убрались в шкафу, и стало видно, что есть канцтовары, есть одежда, есть продукты. Только разложив по полочкам, создав порядок это становится ясно. Важно понимать, что в деятельности у педагогов есть несколько объектов, которые стоит учитывать. Ребенок со своим многообразием. Такой же разный педагог. Взаимодействие между ними. Контекст взаимодействия. У каждой грани есть свои закономерности. Важно их искать и находить. Педагог оттачивает мастерство всю жизнь. Всегда есть новое, неизведанное, вкусное. Можно «расщепить» личность ребенка (да и педагога) на 4 ипостаси: ментальное, эмоционально-чувственное, физическое и поведенческое. Не универсальная, но очень интересная модель для понимания и упрощения. Разложите любое на составляющие и станет все чуть понятнее. И даже неадекватный ребенок превратиться вдруг в неправильно поставленный нами вопрос или нашу предвзятость. Задайте правильный вопрос и получите почти правильный ответ сразу!

3. Умение различать личные качества человека от его профессионализма бесценно

Госпожа Монтесорри отправила своих детей в детдом, но это никак не умаляет ее профессионализма и вклада в мировую педагогику. Неуместно спрашивать доктора, который оперирует вам аппендицит, вырезан ли его собственный. (Кривые метафоры — злобу лично донести автору) А ведь педагогов и психологов часто ставят в неловкое положение, задавая логические неуместные вопросы. «Вы, говорят, хороший учитель... (Тараканы в голове забегали: «он ведь молодой, какой профессионализм!») а у вас свои дети есть?». «Ээмм... нет!» Тараканы ликуют, профессионализм перечеркнуть предрассудками. Долой здравый смысл.

Дорогие педагоги! Будьте спокойнее перед безосновательными и глупыми обвинениями в непрофессионализме. Развивайтесь дальше как специалист своего дела. Глупого не убедить, умному незачем говорить.

Сапожник без сапог бывает. Но это никак не умаляет его умение чинить и восстанавливать обувь.

4. Мы не на войне

Педагогика и психология не битва, не война. Хотя бессознательно мы ведем себя именно так. Даже профессионалам сложно выключить свои эмоции, чувства, установки... не говоря уже просто о каждом человеке вне образованства. Из-за этого мы и выбираем бессознательно методы, приемы, технологии «боевых действий». Важно сделать сознательный шаг. Лучше от войны к созиданию. Хотя бы продолжать воевать, но сознательно! Война закончилась, она лишь осталась внутри каждого из нас, родная Русь!

Кратко, потому что уже написал отдельную пространную статью об этом ;)

-2

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц