Никогда бы не подумала, что у людей могут возникнуть такие вопросы, но факт есть факт. В очередной статье с историческими фотографиями Российской Империи (не тех, что сняты в салоне - а именно на природе, в поле, в деревне и т.п.) комментаторы в очередной раз интересуются, откуда у крестьян деньги на фотосъемку:
На самом деле ответ тут очень простой...
За репортажные или этнографические фотографии крестьяне не платили. Они вообще в принципе не были заказчиками этих фотографий, и скорее всего они даже в большинстве случаев получившиеся фото в глаза не видели.
Во-первых, фотографы снимали крестьян, чтобы делать открытки на продажу.
Например, жил на рубеже 19 и 20 века известный фотограф - Яков Лейцингер. Сначала он открыл в Архангельске фотоателье, где снимал жителей города (естественно, за фотографии, снятые в фотосалоне, заказчики, включая и зажиточных крестьян - деньги ему платили).
Однако, в 1884 году Лейцингер получил исключительные права на съёмки в городе и по всей губернии, так как в то время на это требовалось особое разрешение. В 1885 году губернатор А. П. Энгельгарт пригласил Лейцингера в поездку по отдалённым уездам Архангельской губернии.
Во время этой экспедиции, прошедшей через весь Кольский полуостров, исследовавшей Печору, Мезень, Пинегу, посетившей Новую Землю, архангельский фотограф запечатлел быт многих коренных народов севера: поморов, ненцев, саамов, их промыслов и становищ.
Часть этих фотоснимков стала иллюстрациями в книге Энгельгадта «Русский Север. Путевые записки».
И естественно, никто из поморов или лопарей фотографу ни копейки не платил. Однако, на фотографиях Лейцингер все-таки заработал. Он их впоследствии издал в Москве в виде открыток, пользовавшихся настолько большой популярностью, что некоторые зарубежные фирмы взялись за их переиздание.
И такие открытки издавал не он один. Они вообще были в Российской Империи (и не только) очень популярны.
Во-вторых, фотографировали крестьян не только на открытки. Очень много их снимали во время экспедиций, по заданию Этнографического музея, Академии наук, РГО и т.п.
Например, очень часто я показываю фотографии, которые снял Михаил Круковский. Это – этнограф и фотограф. Он выпустил целый ряд фундаментальных географических изданий, которые в большинстве случаев иллюстрированы его собственными фотографиями.
Например, по предложению Российской Академии Наук, он совершил экспедицию в Олонецкий край и в процессе снимал много крестьян, рабочих и прочих простых людей. Как итог поездки, появилась книга "Олонецкий край. Путевые очерки" СПб., 1904.
В третьих, это было дорогое хобби увлеченных людей, которым было интересно заниматься фотографированием (как и путешественникам в наше время).
Например, таким человеком был Прокудин-Горский. Он вообще снимал цветные фотографии, что на тот момент (в начале ХХ века) было революционной технологией. И большое содействие в экспедициях ему оказывал сам император.
Естественно, крестьяне сами этих фотографов не нанимали и никак фото не оплачивали (не факт вообще, что они получали это фото на руки, скорее всего даже нет). Фотографы все это делали за свой (или государственный) счет, а уж никак не за счет этих крестьян.