Уверен, что у каждого геймдизайнера теплится в душе надежда, однажды сделать «игру мечты», которую бы он создал по своему замыслу, которая бы отражала все его интересы, а так же в которой бы он проявил самого себя, пользуясь творческой свободой. Для Даниэля Вавры, который покинул студию 2K Czech в 2009 году, такой игрой стала Kingdom Come: Deliverance.
Как это обычно бывает, когда ты делаешь что-то по собственному замыслу, не старясь кому-то угодить, на тебя выльется тонна грязи от недоброжелателей и недовольных. Так произошло и с Ваврой, когда на поздней стадии разработки и после релиза игры, его обвинили в том, что в игре нет чернокожих персонажей. На это Даниэль ответил, что в средневековой Богемии XV века их не было, но такой ответ никого не удовлетворил.
Не имею ничего против чернокожих, но следует все-таки соблюдать историческую достоверность. Представьте, если бы в экранизации романа А.К. Толстого «Князь Серебряный», Ивана Грозного играл бы чернокожий, а Малюту Скуратова – трансгендер с увеличенной грудью. Бред же.
Тем не менее, здравомыслящие люди пропустили всю эту волну негатива мимо ушей и окунулись в игру с прекрасной атмосферой.
Итак, Богемия XV века. Наш главный герой с труднопроизносимым именем Индржих – сын кузнеца, который живет в маленькой деревушке Скалица, из которой тот все мечтает сбежать, чтобы повстречать других людей и мир посмотреть. Единственное, чем можно себя занять в деревне молодому человеку, это подраться с такими же лбами, как и он, попить пива в таверне, да забросать навозом дом германского посла. Кроме того наш герой проявляет интерес к обращению мечом, но его родители против такого увлечения, потому что «кузнецу не нужно уметь драться на мечах» и «с людьми можно познакомиться и без меча в руках».
Сразу нужно отметить, что в игре присутствует диалоговая система, в которой могут быть варианты ответа с учетом ваших навыков убеждения, устрашения и вашего внешнего вида. Визуально игра хоть и выглядит простоватой, но графика приятная и очень атмосферная, ходить по городам и открытым локациям интересно и хочется исследовать как можно больше пространства вокруг. Леса, поля, мелкие речушки сменяют друг друга во время путешествия.
Kingdom Come: Deliverance не только претендует на историческую достоверность отраженной эпохи и событий, но она так же сложна для освоения. Напомню, что мы играем за сына кузнеца, этакого деревенского дурачка, который не умеет ни читать, ни драться на мечах. Привычной боевой системы, как в Skyrim тут нет. В момент драки мы можем бить по противнику с пяти различных направлений (боевка чем-то похожа на For Honor), которые подсвечиваются на нашем прицеле, либо совершать тычковые удары. Стрельба из лука здесь это отдельная история: прицела нет, руки трясутся, выносливость заканчивается довольно быстро. Даже охота на зайцев займет некоторое время, чтобы привыкнуть, чего уж говорить про использование в бою.
Хотя вот парадокс, при помощи лука как раз и можно выиграть в бою в части случаев: бегаете от врага и закидываете его стрелами, изредка поправляя ему лицо оружием ближнего боя.
Немаловажно здесь и наличие доспехов и всяких поддоспешников, дабы защищаться от ударов супостатов. Причем надетые доспехи влияют на скрытность как никогда. Например, в одной из миссий мне нужно было избавиться от разбойников, которые разбили лагерь в лесу и охотились за важным для задания персонажем. Я нашел их место ночлежки, но в тот момент их на месте не оказалось. Воспользовавшись возможностью игры быстро подождать несколько часов, двое бандитов все-таки появились и в открытом бою натянули мне глаз на известное место. Тогда я решил действовать по-хитрому – задушить их ночью, пока они будут спать. Опять прождав несколько часов до ночи, я очень медленно почти в полной темноте (а здесь реально, если у вас нет факела, ночью вы не увидите ничего) стал подкрадываться к их лежбищу. Однако, когда я стал подходить все ближе, разбойники проснулись, так как на мне была кольчуга и история с натягиванием повторилась. Тогда было принято решение снять все доспехи и душить этих доходяг голяком. Представьте себе ситуацию: сын кузнеца семь часов сидит в одних подштанниках в кустах с целью задушить ночью вооруженных до зубов головорезов. И самое смешное – такая тактика сработала. Я забрал из их лагеря все, что мог унести и пошел отчитываться перед заказчиком, что бандиты его больше не побеспокоят.
Раз уж мы говорим про некий реализм в игре, то нужно отметить и тот факт, что заполнить едой инвентарь до отказа не получится и нецелесообразно. Как в том же Скайриме не получится, прыгая и бегая от дракона, съедать десять голов сыра, сладкий рулет и пару рыб. Еда в Kingdom Come: Deliverance имеет свойство портиться, и скушав испорченную куриную ножку, можно получить отравление, которое как-то нужно будет лечить.
Досталось игре негативных отзывов и за систему сохранений: делать это можно было только при помощи «спасительного шнапса», который достаточно редок и дорог, либо поспав в кровати. Разработчики прислушались к мнению игроков и немного изменили (дополнили) эту систему, теперь в меню появилась кнопка «Сохранить и выйти», что тоже не очень удобно, но да ладно.
Что касается сюжета, то начинается он с пробуждения нашего героя у себя дома и помощи отцу в изготовлении меча для хозяина замка – пана Радцига Кобылы. Бегаем по поручению отца по деревне, да обучаемся основам социального и физического взаимодействия с окружающим миром. Однако в скором времени деревню уничтожают, семья Индржиха погибает, прекрасный меч потерян и нам предстоит нелегкий путь в поисках последней оставшейся от отца вещи и установлению истины своего происхождения, а также участие в политических интригах.
Kingdom Come: Deliverance – это неспешная история развития персонажа, его преображения из необразованного неуверенного в себе юноши в мужчину, знающему себе цену, поставившему перед собой цель отомстить за родных. 13 февраля 2020 года исполнилось 2 года с момента выхода игры и пусть она далека от технического совершенства, видно, что она создана с любовью и душой.
Автор: Александр Юдин