Найти тему
smmagnat team

Инклюзивная повестка на Оскаре

Уже смотрели номинацию Оскар 2020? Если нет, то простите за небольшой спойлер: главная статуэтка уехала в Южную Корею. Хорошо это или плохо размышляет Катя, копирайтер smmagnat team

Давайте начнем сразу с того, что мне понравился фильм «Паразиты», чтобы вы не думали, что статью пишет хейтер, расист или ещё какой-нибудь человек-ярлычок. Более того, я считаю, что южно-корейский кинематограф в целом весьма неплох, хотя не буду лукавить: мое знакомство с ним не очень углубленное, но достаточно для того, чтобы написать эту статью.

Сложно не проявлять субъективность, однако я постараюсь. Естественно, у меня были свои фавориты, и в целом Оскар 2к20 оправдал мои ожидания за исключением того, что премия за лучший фильм полетит в Сеул. Почему? Разберемся вместе, оглянувшись на опыт минувших Оскаров и на его правила.

В 1957 году появилась номинация «Лучший фильм на иностранном языке». До этого премия замечательно существовала без неё, а зарубежное для американцев кино отмечали почетными наградами. Точно так же, кстати, поступали до 2002 года с мультфильмами: до этого Дисней получал награды и номинации только за короткометражные мультфильмы и песни, пока на сцену в 2001 году не вышли «Шрек» и «Корпорация монстров», вынудившие академию наконец-то понять, что полнометражную анимацию тоже неплохо было бы отмечать отдельной статуэткой.

Elizabeth Taylor and Mike Todd: Oscar Night, 1957
Elizabeth Taylor and Mike Todd: Oscar Night, 1957

Иностранные фильмы с начала 20го века попадают в общую номинацию, и споры о том, стоит ли вообще их объединять, до сих пор ведутся, хотя казалось бы в 1957 году, после языковой сегрегации, стоило поставить точку.

Да-да, всякое бывало: например, «Красавица и чудовище» в 1992 претендовал на лучший фильм, за неимением отдельной номинации. В 2011 главную награду получил полностью британский «Король говорит!», а в 2012 французский «Артист». При этом ни первый, ни второй кандидат не могли взять награду за лучший фильм на иностранном языке, потому что английский язык Короля не иностранный, несмотря на гэмпширский акцент Колина Ферта, а «Артист» немой, и академия, пожалуй, сломала голову, решая в какую же номинацию его пихнуть.

The Artist, 2011
The Artist, 2011

В 2013 году в обе категории проникает «Любовь» Михаэля Ханеке, снятый на французском. Это максимально похожая ситуация с той, которая случилась у «Паразитов»: кандидаты классные, но не понятно, что среди них забыл фильм на иностранном языке, однако киноакадемия не дала Ханеке главную награду. В следующем году «Великая красота» Паоло Соррентино могла бы повторить судьбу «Любви»: фильм показывали в США, он примечателен, любим критиками, но киноакадемия не стала рисковать, потому что общество еще не стало настолько толерантным, чтобы принять номинационный хаос.

К этой идее вернулись лишь в 2019, когда нависла подобная угроза с фильмом Куарона «Рома» на испанском языке. Но, к счастью, в списке кандидатов оказался более остросоциальный фильм «Зеленая книга», и киноакадемия выбрала повестку притеснения афроамериканцев вместо проблемы мексиканской нищеты.

Roma, 2018
Roma, 2018

И вот 2020. Новое десятилетие под слоганом: любой может быть любым. Киноакадемия открывает для себя южнокорейский кинематограф и оказывается, что за МКАДом тоже есть жизнь. Серьезно, пролистайте список номинантов на лучший фильм на иностранном языке за все годы: вы там не увидите вообще ни одного флажка Южной Кореи, её игнорировали, лоббируя в основном эстетику Западной Европы, проблемы Восточной и боли арабского мира.

Но вот на Оскар прорвались «Паразиты». Повторюсь, отличный фильм. Один из многих таких же южнокорейских отличных фильмов. Скажем, обожаемый всеми Олдбой (IMDb: 8.40) не удостоился ни одной номинации. Служанка (IMDb: 8.10) вообще могла бы хорошо разбавить весьма неудачную премию 2017 года. Посмотрите их, если вдруг первым вашим южнокорейским фильмом на волне хайпа стали Паразиты. Посмотрите «Пылающий», «Я видел дьявола». Они классные, но киноакадемия игнорировала их, не включая даже в список номинантов на лучший иностранный фильм, которые, кстати, на IMDb порой еле-еле наскребают что-то выше 6.5.

-5

Мне не нравится, что правила Оскара меняются на ходу. Я люблю это шоу, но такое ощущение, что в последнее время интерес к нему пытаются подогреть элементом неожиданности. «Лунный свет» в 2017 году неожиданный? Неожиданно даже то, что он вообще попал в список номинантов. Нет, я не гомофоб, я уважаю ЛГБТ-сообщество, но моя позиция не распространяется на плохие фильмы. Закидать оскарами «Рому» в 2019 тоже было очень неожиданно. «Форма воды» в 2018 — чем не шок-контент, пожалуй, все же в хорошем смысле слова?

А тут всё становилось очевиднее и очевиднее с каждой минутой. Даже в 2016 мне до последнего было страшно, что помимо других значимых наград моему фавориту «Бёрдману» не дадут лучший фильм — настолько это была неоднозначная премия: тут и «Отрочество» про взрослеющего мальчика, которое снимали 11 лет, и шикарная «Одержимость», и удивительно-эстетичный «Отель Гранд Будапешт». Очевидным, пожалуй, была только награда за операторскую работу, как и с «1917» . Снимаешь фильм как будто бы без склеек? Получай статуэтку.

В этом году всё было тошнотворно-очевидно, но все равно осталось много вопросов. Почему Антонио Бандероса номинировали на лучшую мужскую роль, хотя фильм «Боль и слава» тоже из категории иностранных, но при этом ни одного корейского лица в актерских номинациях мы не увидели? Как так вышло, что в самом лучшем фильме года, от самого лучшего режиссера с самым лучшим сценарием, ни один актер не сыграл настолько хорошо, чтобы стать кандидатом на Оскар? А вот Ялицу Апарасио из мексиканской «Ромы» в том году на лучшую актрису продвинули. Чего как избирательно то?

Мне не нравится подтасовка правил под ситуацию. Я не люблю футбол, но если бы правила в нем каждый год менялись в зависимости от команды — его бы перестали любить даже ярые фанаты. 

«Паразиты» достоин награды как лучший иностранный фильм-2020 — бесспорно, за что он и получил ее, заслуженно. За оригинальный сценарий его тоже вполне можно отметить, ну и допустим за режиссуру в том числе. Но если мы отделяем понятие «иностранный фильм» от фильмов на английском языке на, напомню, американской премии, то к чему эта неуместная инклюзивность?

-6