Черта поколения Z, на которой я хочу остановиться, любопытным образом перекликается с психологическими трендами.
Психологическая территория – это множество различных, часто противоречивых, конкурирующих, иногда конфликтующих концепций о человеке. Здесь нет целостного, разделяемого всеми взгляда или подхода на личность и терапию. Общий, пожалуй, тренд в том, что современная психология признает свою ограниченность. Тот факт, что специалист (в идеале) хорошо знает свою внутреннюю жизнь. Но не может быть экспертом в устройстве внутренней жизни клиента.
Отсюда ориентация на уникальность клиента, идея его личной ответственности, авторства собственной жизни. Вслед за восточными методами, гештальтом, психология т.н. «третьей волны» сосредоточивается на помощи в осознавании, в развитии у клиента способности замечать свой вклад в то, что с ним происходит.
Словом, практическая психология акцентируется на ответственности, помощи в достижении человеком психологической зрелости. А поколение Z отличается острым нежеланием взрослеть, брать на себя ответственность:
Одной из характерных черт «поколения Z» является избегание ответственности – в профессиональной сфере, в сфере владения материальными активами, в сфере отношений и деторождения. «Зэты» боятся обыденности, в которой нет места спонтанности, интенсивным переживаниям и ярким впечатлениям. Речь скорее идет об избегании обстоятельств, которые приводят к несению ответственности.
«Зэты» склонны инвестировать в себя как в «человеческий капитал». Самообразование и саморазвитие для них важнее материальных ценностей. Жаль, что исследования ничего не говорят о том, что же они подразумевают под «саморазвитием» при остром желании оставаться психологическими детьми.
По своему скромному опыту общения с представителями данной группы могу предположить несколько вещей. Популярностью пользуются светские, хорошо «пережеванные» рекламой, поданные органичным для данной аудитории способом: дизайн человека (поп-психология), холотропное дыхание (яркие впечатления), практики внимательности и осознанности… Последнее позволяет бесконечно смаковать «осознания», «инсайты» и тонкие переживания, доступные избранным.
«Клиентоориентированность» подобных мероприятий так или иначе поддерживает виртуализацию, оргазм от интеллектуальной игры мыслями и образами, питает уникальность саморазвитых.
Практическая психология может вполне успешно поддерживать иллюзии развития у данной группы. Или помогать пройти кризис взросления. Это вопрос этики каждого конкретного специалиста и его профессиональной осознанности: Что я, как помогающий специалист, поддерживаю в клиенте?
Главное, чего они ждут от будущего – это комфорт и спокойствие. При том, что склонность к деловому риску у «зэтов» низка. Большинство из них не будет создавать никакого бизнеса.
Интрига в том, что же они создадут? По факту нематериальное вполне может генерировать деньги. Однако, материальные аспекты нашего существования лежат в основе реализации любых мысленных проектов, желаний. Через взаимообмен с другими.
И тут виртуальность поколения Z обнажает еще одно слабое место:
Само понятие «территории» не имеет смысла в виртуальной среде. Это приводит к трудностям в формировании понятия о правилах «общежития» в конкретном месте. Молодым непросто договариваться о несении ответственности за территорию и соблюдении норм совместного существования. Это порождает трудности адаптации в коллективе при работе «в реале», при совместной жизни на одной физической территории.
В психологическом детском возрасте можно пребывать в принципе до физической старости. Представьте бассейн с шариками в детской комнате Икеи, где каждый психологический ребенок является таким шариком. В силу актуальности стратегии - как можно дольше оставаться в состоянии ребёнка – конкуренция за место в бассейне будет возрастать.
Отсюда два перспективных вектора востребованности для практических психологов:
Первый. Очевидно, для обеспечения комфорта в детском бассейне требуются взрослые! Кто-то должен для поддержания состояния детства, защищать «шарики» от материальных проблем мира, нивелировать их неспособность договариваться, поддерживать у «детей» иллюзию, что впереди счастливая вечность.
Второй. Материальность собственного тела, тел других людей, а также материальную основу мира невозможно игнорировать бесконечно. И для тех, кто вынужден взрослеть не по своим идейным соображениям. А по законам бытия на этой земле - им будет отчаянно нужна помощь.