Рассказ из моего Живого журнала от 2016 года.
Вероятно, многие из вас в Волгограде (а значит и у мемориала «Мамаев Курган») бывали и знают что там к чему. Но для прочих я все же напишу пост.
Попадать к мемориалу лучше всего, конечно, на метротрамвае. Благо от Площади Ленина всего три остановки.
Сбиться с пути (то есть не понять, куда же тут надо идти) невозможно. Архитектурная доминанта доминирует.
Ее очень хорошо видно из всех прилегающих районов и, особенно, с поезда. Ветка в сторону Москвы опоясывает холм и, подъезжая к Волгограду, кажется что «Родина-мать» поворачивается вслед за тобой.
Первый этап подъема — Аллея из тополей. На заднем плане та самая река Волга, на которую немцы так стремились. Тут пройти-то было...
Казенная фраза «сюда не иссякает поток людей...» абсолютно верна. Вот эти фотографирующиеся люди как бы не немцы и есть.
Под аллеей, кстати, проходят два железнодорожных направления.
Место, где стоит вот этот памятник с обнаженным торсом и гранатой именуется «Площадью Непокоренных». Очень приятно видеть бегающих современных детей, поскольку именно за их счастье деды и воевали.
Стены далее украшены разными картинами на бетоне достаточно сомнительных художественных достоинств (да простит меня скульптор Вучетич), но вот что у мемориала не отнять — так это цельности. Действительно, это единый комплекс.
Именно тут звучат всякие взрывы, выстрелы и зачитывание сводок Информбюро для нагнетания драматизма.
Далее, достаточно неожиданно, оказывается некое озеро (которое летом вроде бы подсвечивают кроваво-красными прожекторами) и аллегорические фигуры, стоящие вдоль него.
О каждой фигуре существует своя легенда и толкование изображенного события. Мне особенно понравилось аллегорическое удушение фашизма.
Задушенная гадина.
Далее по подземному проходу (что является очень продуманным решением) можно пройти в Зал Воинской Славы (круглое помещение с именами защитников города на досках вокруг).
Там всего семь тысяч двести человек упомянуто. Подозреваю, что для написания имен всех защитником (если они бы были известны) понадобилось раз в десять больше места.
Когда в 1993 году мы были молодыми балбесами, то называли вот это «рожком».
Помещение, как вы видите, не закрытое. Почетный караул стоит в самом утепленном варианте формы одежды.
Как говорят, самая большая напасть для караульных (после посетителей, конечно) — это комары летом.
Далее, через площадь Скорби (с еще одной очень известной скульптурой Скорбящей матери) начинается диагональный подъем к главному монументу.
Здесь похоронены самые прославившиеся при защите города люди. В основном это военные, но вот, например, председатель Горисполкома Сталинграда тех времен Алексей Чуянов.
Вот мы подошли, наконец, и к «Родине-матери».
Не буду утомлять пересказами всем известных историй, скажу только, что жители Москвы могут любоваться уменьшенной авторской копией (стоит она в мастерской скульптора Вучетича у метро «Тимирязевская» и выглядывает из-за забора).
Построена с 1959 по 1967 год и изнутри не монолитная и не полая, а ячеистая. То есть, вся она состоит из комнат-помещений с перекрытиями, по которым можно даже гулять. Одиннадцать этажей.
Чем и занимаются некоторые технические службы, регулярно проверяя состояние статуи. Там, внутри, даже есть вот такой архаичный телефон. По которому можно позвонить хоть в меч, хоть в ногу, хоть в голову, хоть в правую руку.
Моменты строительства.
Голову изготовили отдельно и приставляли к скульптуре с помощью вертолета.
Подъем меча.
С мечом вышла интересная история — его тоже изготовили отдельно из нержавеющей стали и для внушительности обшили титановыми пластинами, которые на ветру заметно скрежетали и скрипели.
Поэтому в 1972 году меч заменили на новый, с аэродинамическими отверстиями или, проще говоря, дырками. Вот здесь хорошо видно.
Родина-мать (вид снизу). Можете говорить мне что угодно, но скульптор явно вдохновлялся статуей Ники Самофракийской.
Получилось даже лучше, поскольку у нас есть и голова и меч, что значительно добавляет скульптуре динамики.
Грудь.
Среди всяких записных весельчаков крайне популярны фотографии на пальце ноги Родины-матери.
Там где стоят антенны можно вылезти прямо макушку. Можно подняться и по мечу на самый верх, но, как говорят служащие, это очень страшно, поскольку меч нешуточно качает.
Виды даже от подножья монумента самые впечатляющие. Прямо — Волга.
Слева уходит в Краснооктябрьский и Тракторозаводский район проспект Ленина.
Сам «Красный Октябрь», если не ошибаюсь.
Зал Воинской Славы, Волга и высоковольтный переход ЛЭП над ней.
Справа же заметно большое строительное шевеление. Это строят стадион к Чемпионату мира по футболу 2018 года со звучным именем «Победа». Когда достроят, то выглядеть это все будет очень хорошо.
Еще правее Храм всех Святых. Без этого сейчас мемориал — не мемориал, но, наряду с телевышкой, торчащей за Родиной-матерью, композицию мемориала портит.
Кто-то отдыхает, а кто-то на работу идет.
В следующем посте о городе мы посмотрим на музей-панораму «Сталинградская битва». Еще одно место, которое посещают почти все приезжие.