Знал ли поэт Сергей Есенин, что вот уже второй век его деревня станет местом паломничества почитателей его таланта. Если не знал, то догадывался - прямо так в своих стихах и писал:
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
Здесь теперь музей-усадьба Есенина со всеми прилагающими. Но откуда взялся такой всеобъемлющий талант у простого деревенского мальчишки? Немногом не малым, а Константиново отвечает на эти вопросы, когда видишь все эти окские просторы. По старинным преданиям здесь должен рано ли поздно родиться великий человек – он родился. В самое тяжёлое и болезненное время.
Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!
Село Константиново ничем не отличается от других уездов на Руси. Оно довольно крупное – имело 700 дворов! Жизнь в нём текла простая крестьянская. Крестьянских детей приучали к труду уже с 6-7 лет. Девочки стирали, доили коров и помогали готовить. Мальчишки помогали в поле – ухаживали за лошадьми.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Но если мать у Есенина была простая рабочая крестьянка, то отец не очень-то желал работать и трудиться в поле. Он предпочитал уезжать на заработки и трудиться в больших городах. В деревне его называли «увальнем» - порой он мог лежать и ничего не делать целыми днями, размышлять. У крестьян так было просто не принято. Но, впрочем, не один он такой был – множество крестьян занимались здесь отхожим промыслом – торговля в трактирах, рыбалка и охота для последующей продажи. Земля в Константинове не очень плодородная.
Стоит здесь и усадьба Лидии Кашиной (восстановлена) – последней владелицы имения Кашина, Есенин неоднократно упоминал её в своих стихах:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Восстановлена церковь, в которой когда-то служил отец Иоанн. Он сыграл в жизни Есенина значительную роль буквально уговорив Есенина учиться дальше и не бросать самопознание. Человек он был очень мудрый и в дореволюционные времена дом его всегда был полон гостей. После революции он опустел, так как его деятельность стала неугодна власти.
И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной:
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.
Именно он отпевал Есенина по всем православным канонам, так как никогда не верил в официальную версию.