Найти тему

Как оценить и описать свои достижения, в резюме и на интервью

Статья, посвященная созданию и корректировке резюме для поиска работы и успешного трудоустройства.

Основная задача соискателя, в деле подготовки и  выполнения проекта под названием «трудоустройство» – это адекватно оценить несколько ключевых моментов:

  • Свой профессиональный опыт с точки зрения ключевых компетенций, ключевых способов реагирования и приемлемых по ценностям способов достижения результата.
  • Свою карьеру с точки зрения определения возможных мест в дальнейшем.
  • Ситуацию на рынке труда – спрос на вашу специальность / компетенции, их стоимость.
  • Свои притязания по уровню дохода, сопоставив их с рыночными реалиями.
  • Свою готовность искать работу (психологический момент, понимание источников поиска и правил поведения на рынке труда в общем и собеседовании в частности).

В этой статье я хочу разобрать только первый пункт.  Он – самый главный. И важен соискателю не только потому, что это поможет чисто технически подготовиться к построению эффективного резюме, наполнит его правильной достигательной энергетикой большого города, и позволит подготовиться и блестяще ответить на вопросы связанные с достижениями (ведь сейчас только про это и говорят на собеседовании).

В целом, это позволяет подвести некие содержательные итоги своей работы, да и чего уж скромничать – жизни в целом, ведь работа – это 2/3 нашей жизни.

И прежде чем сдавать себя в найм куда-то еще, важно пройти петлю определенной внутренней работы и обратной связи, чтобы  правильно рассчитать свои силы на дистанцию, внимательно подумать, лучше понять себя и то, куда следует двигаться дальше. Итак, как же правильно оценить свои достижения и описать их в резюме?

1. Вспомните и опишите основные задачи, которые вы сделали успешно – не менее пяти, по предложенной схеме:

  • Задача (что удалось сделать).
  • Ваша роль в решении задачи (лидер, администратор, партнер, контролер, критик, исполнитель, помощник).
  • Результат (опишите полученный результат, в чем его ценность,  на что повлиял).
  • Какие возникали трудности и как преодолели?
  • Почему  у вас получилось? Опишите в разрезе трех факторов: внешних условий, команды, ваших качеств.
Все данные нужно внести в такую таблицу, которая поможет по каждой реализованной задаче/проекту описать ключевые достижения.
Все данные нужно внести в такую таблицу, которая поможет по каждой реализованной задаче/проекту описать ключевые достижения.

2. Вспомните и опишите основные провалы или неуспешные проекты / начинания по той же схеме:

Задача (что НЕ удалось сделать).

Ваша роль (лидер, администратор, партнер, контролер, критик, исполнитель, помощник).

Результат (опишите полученный результат,  к чему вы пришли).

Какие возникали трудности ? Какие были  предприняты попытки  решения?

Почему  у вас НЕ получилось? Опишите в разрезе трех факторов: внешних условий, команды, ваших качеств.

Данные по неудачам также заносим в таблицу.
Данные по неудачам также заносим в таблицу.

3.  Выделите закономерности, ответив на общие вопросы:

  • Что у меня получается лучше всего? Почему?
  • Что не получается? Почему?
  • Какая роль мне ближе?
  • Какие трудности меня не пугают?
  • С какими трудностями по факту работать не получается?
  • Кто виноват в моих неудачах?  Если не вы, то все-таки потратьте время и опишите по каждой ситуации, в чем была именно ваша ошибка (хотя бы минимальная).
  • Что было самое интересное из задач для вас и почему? 

4.  Теперь давайте вспомним обратную связь, которую вам доводилось получать:

  • За что вас обычно хвалили? Какие вы получали устные и письменные благодарности  / отзывы от коллег. 
  • Если бы спросили у ваших руководителей о вас, чтобы они сказали? В чем ваши сильные и слабые стороны? Что получается лучше всего и лучше других?
  • А если бы спросили у ваших подчиненных, они бы как оценили вас в этом ключе?
  • А если бы спросили у ваших друзей, в чем вы ас?
  • Теперь позвоните им выборочно, тем, кому удобно, хотя бы 2-3-м и запишите их версию ответов на данные вопросы. В чем разница? Запишите ее, так как она очень важна. Есть ли общее? Как формулируют ваши преимущества они и как их видите вы? В чем разница?
  • Чего я НЕ могу НЕ делать?
    Внимание! Это очень важный вопрос и он шире работы, он про жизнь в целом. Попытайтесь вспомнить, к какой вашей деятельности / функции / склонности  можно применить данное высказывание. Ищите сквозную функцию или процесс, основанный на вашем сильном качестве. Возможно, вы не можете не контролировать других и умеете это делать изощренно и так что все на виду, или вы не можете не пытаться оптимизировать чью-то деятельность, потому что видите, как можно сделать лучше, или вы не можете не общаться или это связано с поиском информации. Этот момент должно быть хорошо видно в ваших достижениях.

5.   И наконец, если бы вас попросили описать вашу формулу «Проблема-Действие-Результат», то что бы это было?

Проблема - Действие - Результат

Какого типа проблемы вы умеете решать лучше всего?

Какое действие / качество, компетенция / способ реагирования на обстоятельства является вашим конкурентным преимуществом? Помогающим эффективно справляться с трудностями?

Какого типа результат я умею получать? Что для меня результат?

Заполняем таблицу "Проблема - Действие - Результат"
Заполняем таблицу "Проблема - Действие - Результат"

Посмотрите на это задание шире. Ведь все, что мы делаем на работе – это решаем проблемы. И от того, насколько эффективно мы это делаем, зависит наш успех, наши достижения, наша карьера и наш доход. При поиске работы мы должны идти в такую деятельность, где встретим интересные нам задачи, проблемы, которые мы умеет решать и где корпоративно приняты способы решения этих проблем, которые нам особенно близки и ценен тот результат, который важен для нас. Именно там нас ждет счастье :-)

Любой рекрутер и руководитель ждет, что вы на собеседовании будете общаться по вакансии именно в этих терминах: задачи, проблемы, решения, результат.

После такой письменной работы – отложите ее в стол на несколько дней и вернитесь позже. Перечитайте  и переформулируйте еще раз моменты, которые вы не «дожали» сначала. Теперь вы понимаете про себя чуть больше, знаете, как писать о ваших достижениях и о каких именно в резюме и как о них говорить на интервью!

Автор текста HR-эксперт HRTime.ru Анна Томская.