Статья, посвященная созданию и корректировке резюме для поиска работы и успешного трудоустройства.
Основная задача соискателя, в деле подготовки и выполнения проекта под названием «трудоустройство» – это адекватно оценить несколько ключевых моментов:
- Свой профессиональный опыт с точки зрения ключевых компетенций, ключевых способов реагирования и приемлемых по ценностям способов достижения результата.
- Свою карьеру с точки зрения определения возможных мест в дальнейшем.
- Ситуацию на рынке труда – спрос на вашу специальность / компетенции, их стоимость.
- Свои притязания по уровню дохода, сопоставив их с рыночными реалиями.
- Свою готовность искать работу (психологический момент, понимание источников поиска и правил поведения на рынке труда в общем и собеседовании в частности).
В этой статье я хочу разобрать только первый пункт. Он – самый главный. И важен соискателю не только потому, что это поможет чисто технически подготовиться к построению эффективного резюме, наполнит его правильной достигательной энергетикой большого города, и позволит подготовиться и блестяще ответить на вопросы связанные с достижениями (ведь сейчас только про это и говорят на собеседовании).
В целом, это позволяет подвести некие содержательные итоги своей работы, да и чего уж скромничать – жизни в целом, ведь работа – это 2/3 нашей жизни.
И прежде чем сдавать себя в найм куда-то еще, важно пройти петлю определенной внутренней работы и обратной связи, чтобы правильно рассчитать свои силы на дистанцию, внимательно подумать, лучше понять себя и то, куда следует двигаться дальше. Итак, как же правильно оценить свои достижения и описать их в резюме?
1. Вспомните и опишите основные задачи, которые вы сделали успешно – не менее пяти, по предложенной схеме:
- Задача (что удалось сделать).
- Ваша роль в решении задачи (лидер, администратор, партнер, контролер, критик, исполнитель, помощник).
- Результат (опишите полученный результат, в чем его ценность, на что повлиял).
- Какие возникали трудности и как преодолели?
- Почему у вас получилось? Опишите в разрезе трех факторов: внешних условий, команды, ваших качеств.
2. Вспомните и опишите основные провалы или неуспешные проекты / начинания по той же схеме:
Задача (что НЕ удалось сделать).
Ваша роль (лидер, администратор, партнер, контролер, критик, исполнитель, помощник).
Результат (опишите полученный результат, к чему вы пришли).
Какие возникали трудности ? Какие были предприняты попытки решения?
Почему у вас НЕ получилось? Опишите в разрезе трех факторов: внешних условий, команды, ваших качеств.
3. Выделите закономерности, ответив на общие вопросы:
- Что у меня получается лучше всего? Почему?
- Что не получается? Почему?
- Какая роль мне ближе?
- Какие трудности меня не пугают?
- С какими трудностями по факту работать не получается?
- Кто виноват в моих неудачах? Если не вы, то все-таки потратьте время и опишите по каждой ситуации, в чем была именно ваша ошибка (хотя бы минимальная).
- Что было самое интересное из задач для вас и почему?
4. Теперь давайте вспомним обратную связь, которую вам доводилось получать:
- За что вас обычно хвалили? Какие вы получали устные и письменные благодарности / отзывы от коллег.
- Если бы спросили у ваших руководителей о вас, чтобы они сказали? В чем ваши сильные и слабые стороны? Что получается лучше всего и лучше других?
- А если бы спросили у ваших подчиненных, они бы как оценили вас в этом ключе?
- А если бы спросили у ваших друзей, в чем вы ас?
- Теперь позвоните им выборочно, тем, кому удобно, хотя бы 2-3-м и запишите их версию ответов на данные вопросы. В чем разница? Запишите ее, так как она очень важна. Есть ли общее? Как формулируют ваши преимущества они и как их видите вы? В чем разница?
- Чего я НЕ могу НЕ делать?
Внимание! Это очень важный вопрос и он шире работы, он про жизнь в целом. Попытайтесь вспомнить, к какой вашей деятельности / функции / склонности можно применить данное высказывание. Ищите сквозную функцию или процесс, основанный на вашем сильном качестве. Возможно, вы не можете не контролировать других и умеете это делать изощренно и так что все на виду, или вы не можете не пытаться оптимизировать чью-то деятельность, потому что видите, как можно сделать лучше, или вы не можете не общаться или это связано с поиском информации. Этот момент должно быть хорошо видно в ваших достижениях.
5. И наконец, если бы вас попросили описать вашу формулу «Проблема-Действие-Результат», то что бы это было?
Проблема - Действие - Результат
Какого типа проблемы вы умеете решать лучше всего?
Какое действие / качество, компетенция / способ реагирования на обстоятельства является вашим конкурентным преимуществом? Помогающим эффективно справляться с трудностями?
Какого типа результат я умею получать? Что для меня результат?
Посмотрите на это задание шире. Ведь все, что мы делаем на работе – это решаем проблемы. И от того, насколько эффективно мы это делаем, зависит наш успех, наши достижения, наша карьера и наш доход. При поиске работы мы должны идти в такую деятельность, где встретим интересные нам задачи, проблемы, которые мы умеет решать и где корпоративно приняты способы решения этих проблем, которые нам особенно близки и ценен тот результат, который важен для нас. Именно там нас ждет счастье :-)
Любой рекрутер и руководитель ждет, что вы на собеседовании будете общаться по вакансии именно в этих терминах: задачи, проблемы, решения, результат.
После такой письменной работы – отложите ее в стол на несколько дней и вернитесь позже. Перечитайте и переформулируйте еще раз моменты, которые вы не «дожали» сначала. Теперь вы понимаете про себя чуть больше, знаете, как писать о ваших достижениях и о каких именно в резюме и как о них говорить на интервью!
Автор текста HR-эксперт HRTime.ru Анна Томская.