Найти в Дзене
Офисный рассказчик

Леди и джентльмены

Немного о сериале «Сэндитон»

Английские костюмированные сериалы о прекрасной эпохе XIX века – пир души, именины сердца и нежнейший куриный бульон для людей, переживающих тяжелые времена, неудачи в любви или сплин из-за серых будней. Слава богу, английские классики оставили богатое наследство. У «Джейн Эйр» - 10 киноверсий, у «Гордости и Предубеждения» - 8, не считая индийской, китайской, корейской и зомби-версий, у «Ярмарки Тщеславия» - 12, у «Оливера Твиста» - более 20, у «Полдарка» 2, а у «Хорнблауэра» всего одна. Охотней всего экранизируют романы сестер Бронте, Диккенса, Теккерея, Элизабет Гаскелл и конечно же Джейн Остен.

"Гордость и предубеждение" 1995
"Гордость и предубеждение" 1995

Ценительницы книги ломают копья, обсуждая, какая же киноверсия лучше. По общему мнению лидирует сериал 1995 года с восхитительной Дженнифер Эль и божественным Колином Фертом. Тончайший коктейль из романтики и иронии, нежные лица и нежные платья девушек, изысканные особняки, породистые лошади, красавцы офицеры и молодые лорды. И конечно же выходящий из пруда мистер Дарси в мокрой белой рубашке – фанатки делают «ах» и ворочаются во сне… Но вернемся к теме нашей статьи.

«Сэндитон» - новый сериал по незаконченному роману Джейн Остен.

Писательница успела создать лишь 11 глав и вскоре скончалась. Недописанный роман неоднократно пробовали закончить, пытаясь воспроизвести стиль и сюжетные ходы Остен – увы, как и всевозможные продолжения «Унесенных ветром», фанфики и в подметки не годились оригиналам.

Сценарист Эндрю Дэвис решил создать свое продолжение книги. Он уже работал над «Гордостью и предубеждением» 1995 года, «Ярмаркой Тщеславия», «Крошкой Доррит» и другими классическими экранизациями и не сомневался в своих силах. Что же у него получилось?

Начало сериала совершенно волшебно – оно мягко втягивает зрителей в любимую викторианскую атмосферу, полную цитат и аллюзий на английскую классику. На дороге переворачивается карета, милая девушка Шарлотта Хэйворт (актриса Роуз Уильямс) помогает пострадавшим выбраться и получает в награду щедрое предложение – отдохнуть от своих десяти сестренок и братишек и погостить у спасенных супругов Паркеров в курортном городке Сэндитон.

Прелестный курортный отдых
Прелестный курортный отдых

Том Паркер (актер Крис Маршалл) твердо намерен превратить захолустный уголок, славный лишь морским пляжем, в фешенебельное престижное место. И готов на все ради своей цели. Он обихаживает богатую одинокую и капризную старуху леди Дэнем (актриса Энн Рид), давит на брата Сидни (актер Тео Джеймс), чтобы тот притащил на курорт своих великосветских друзей, добывает чудесного немецкого доктора, организует балы, игру в крикет и грандиозную стройку... Мы это уже видели? Да и не раз.

Капризная леди Дэнем - всем нужны ее деньги
Капризная леди Дэнем - всем нужны ее деньги

Где-то ко второй серии становится понятно, что сериал выходит за рамки классики. Причем богатая наследница-мулатка Джорджиана Лэм (Кристалл Кларк) – известный ход, подобные персонажи появлялись и у Теккерея и у Остен и у Бронте и судя по всему довольно часто фигурировали в светской хронике XIX века. Она совершенно уместна.

Прелестные подруги, Джорджиана и Шарлотта
Прелестные подруги, Джорджиана и Шарлотта

А вот эротикой в романах старой девы мисс Остен не пахло ни на одной странице ни одной книги. Мокрая рубашка мистера Дарси – максимум, на который способна леди.

В сериале же благородные джентльмены с удовольствием купаются в костюмах Адама, демонстрируя зрителям накачанные зады, а красавчик мистер Сидни (какой мужчина!) случайно предстает перед мисс Шарлоттой в самом интересном ракурсе.

...А гном идет купаться...
...А гном идет купаться...

Мало того, бедная родственница мисс Клара Брэретон (актриса Лили Сакофска) находит не слишком целомудренный способ воспротивиться попытке сэра Эдварда Дэнема (актер Джек Фокс) ее соблазнить. А отношения самого Эдварда и его сестры Эстер (изумительная Шарлотта Спенсер) напоминают нам неразрывную связь Джейме и Серсеи Ланнистеров. Общей крови, как в порыве гнева однажды заявляет Эстер, у брата и сестры нет, они сводные, но пристойней ситуация от этого не становится.

Поцелуй своего любимого брата, малышка!
Поцелуй своего любимого брата, малышка!

Главная героиня марширует по тернистому пути феминизма и все окружающие воспринимают ее поступки как само собой разумеющееся. Разгуливать по городам и весям в одиночку – сколько угодно. Предложить гениальную идею регаты – запросто. Дружить и переписываться с официальной э… фавориткой английского принца – не проблема. Отправиться играть в крикет с джентльменами – вуаля. Все прекрасно и все возможно – но не в том месте и не в то время.

А дайте мне сюда мяч!
А дайте мне сюда мяч!

В остальном сюжет бесспорно остается в рамках классической литературы – правда местами совсем не викторианской. В паре мест сценарист вольно или невольно цитирует «Опасные страсти» Шодерло де Лакло, от одной сцены веет духом небезызвестной «Жюстины», несколько сцен напоминают о «Полдарке», который при всех достоинствах все же написан на век позже. Любовные перипетии словно бы сняты с дамских романов Беатрис Смолл, от «афроэпизодов» тянет «Отверженными» - Эндрю Дэвис успел посчитаться и там.

"Новый взгляд на "Отверженных"
"Новый взгляд на "Отверженных"

Самоцитаты из «Гордости и предубеждения» 1995года тоже присутствуют. Из-за этого сериал местами кажется несколько сумбурным, не определившимся «к красивым или к богатым». И волшебное впечатление несколько сглаживается.

Положение спасают актерская игра, живописные виды, английский юмор, шикарные интерьеры, хорошая музыка и нарядные платья. Джентльмены играют джентльменов, леди похожи на леди и ведут себя в высшей степени аристократично. Роман Сидни и Шарлотты выглядит таким страстным и нежным, словно между актерами и вправду проскочили искры - да, они косплеят мистера Дарси и Элизабет Беннет, но это скорее мило, чем грубо.

Вы хотите мне что-то сказать, сэр?
Вы хотите мне что-то сказать, сэр?

Братолюбивая бесприданница мисс Эстер отстаивает свое право на счастье и находит его в неожиданном месте, пережив и предательство и обиды. До крайности интересно наблюдать, как у персонажа происходит переоценка ценностей, отбрасывание мнимых в пользу истинных.

Поехали, дружок!
Поехали, дружок!

Тихая мышка Клара Брэретон оказывается весьма зубастой хищницей, которая ни за что не отпустит добычу. Глупенькая и мнительная Диана Паркер (известная актриса с большим стажем Александра Роуч) так выразительна и уместна, что ее персонаж сам собой выходит на первый план. Артур Паркер (забавный толстяк Тарлоу Конвери) весьма комичен, и в то же время выглядит очень добрым, искренним и непосредственным человеком. Актеры выложились по полной и это видно.

Какой чудесный день!
Какой чудесный день!

К сожалению сериал уступает многим экранизациям в жанровой нише. Это не «Полдарк», не «Разум и чувства», не «Жены и дочери». Экранизации не хватает завершенности, романтичности и достоверности. Но в то же время динамика сюжета и узелки интриг выстроены так грамотно, что от повествования не хочется отрываться. Если забыть, что это экранизация Джейн Остен, можно счесть «Сэндитон» вполне подходящим сериалом для семейного просмотра, поднятия настроения в выходные или в больнице, нескольких приятных вечеров с какао и теплым пледом.

Боже, как я люблю танцевать!
Боже, как я люблю танцевать!

А фанатам Остен рекомендую дождаться 20 февраля – в российский прокат выйдет «Эмма» - новая версия старой истории. Судя по трейлеру и дух и буква книги выдержаны безукоризненно. И ее точно можно всем рекомендовать!