Обдумывая эту статью, я несколько дней крутила в голове и анализировала известные мне примеры счастливых семей, в которых мужчина и женщина полюбили друг друга и жили в любви весь отпущенный им век. Оказалось, что общих критериев, объединяющих истории – почти нет.
Люди могут полюбить друг друга в ранней юности, как Олег Янковский и Людмила Зорина, пожениться в расцвете сил как Дали и Гала или ближе к закату жизни, как Людовик-Солнце и маркиза де Ментенон. Они могут быть сверстниками как Марк Шагал и Белла, муж значительно старше жены как Чарли Чаплин и Уна О’Нил или жена значительно старше мужа как Тина Тернер и Эрвин Бах.
Они могут хранить целибат, как Элоиза и Абеляр (вынужденно, но тем не менее), быть верными супругами, как Виктория и Альберт, увлечения могут быть у мужа как у Льва Ландау, у жены как у Марины Цветаевой или у обоих как в союзе Маяковского и Лили Брик. Гением и творцом может быть муж, как Хайнлайн, жена, как Урсула Ле Гуин или оба супруга, как Пьер и Мария Кюри. Один из супругов может быть болен, как Ник Вуйчич или Зинаида Туснолобова, страдать зависимостями как Александр Грин или Элизабет Браунинг.
Быть жесток как Гитлер или добр как святитель Лука, умен как Эйнштейн или простодушен как Алексей Михайлович, красив как Грейс Келли или некрасив как Миртл Корбин. У них может быть много детей, как у Людовика Святого, один ребенок как у Набокова и Веры Слоним или вообще не быть детей, как у Гиппиус и Мережковского. Происхождение, религия, внешность, богатство не имеют значения, если речь идет о настоящей любви.
Что же тогда объединяет все эти истории?
Свобода выбора. У всех супружеских пар есть выбор – оставаться вместе или оставить свою половинку и двигаться дальше. Предпочесть супруга или работу, супруга или друзей, супруга или мимолетное увлечение, интересы супруга или свои собственные. Это не значит, что счастливые мужья и жены отказываются от карьеры, творчества или общественной жизни. Но выбирая «супруг или…» они раз за разом сами по доброй воле выбирают супруга. И тогда, когда это выгодно, и тогда, когда «половинка» пребывает в болезни, опасности или нищете.
Привязанность. Та самая, с которой гневно воюют психологи и просветленные учителя. Счастливые пары привязаны друг к другу настолько, что доходит порой до смешного. Феллини иногда отказывался работать, если на съемочную площадку не приезжала Джульетта Мазина. Мессинг отменял гастроли, если не мог взять с собой жену. Естественно, они могут и вынуждены разлучаться, но при каждой возможности поддерживают связь. И вместе им лучше, чем порознь.
Приоритет. Супруги стоят друг у друга на первом месте. В худшем случае на втором, если первое место занимает живопись, балет или литература. Супруг оказывается важнее друзей, родственников, наставников, и, как ни тяжело это читать женщинам, даже важнее детей. «Одна душа, одна плоть».
Принятие. Супруги принимают друг друга целиком, со всеми достоинствами и недостатками, проблемами и невзгодами. Это не значит, что им не больно или не тяжело, когда супруг спускает последние деньги, лежит под капельницами или валяется в канаве. Это не значит, что следует оставить работу над собой – «любит пусть терпит». Это значит, что любимого человека принимают единожды и навсегда и не отказываются от него, если он\а перестает соответствовать ожиданиям.
Верность. Не обязательно физическая верность, хотя многим счастливым парам она свойственна. Счастливые пары отстаивают интересы друг друга, прикрывают спину друг другу, заботятся друг о друге и говорят друг о друге с любовью и уважением. Супруг остается самым лучшим на свете и в молодости и в старости.
Взаимность. В счастливой паре нет любящего и позволяющего себя любить, даже если со стороны кажется иначе. Каждый дает второму все, что может и хочет дать, дает добровольно и с радостью, встает до рассвета, чтобы приготовить мужу завтрак и просыпается посреди ночи, чтобы унять младенца и дать жене отдохнуть. Александр Грин с каждого гонорара, будь он щедрым или скудным, торопился купить подарок ненаглядной Нине. Модильяни рисовал свою Жанну на каждом женском портрете, Рембрандт без конца писал свою Саскию.
Дом души. Место только для двоих, общее пространство взаимодействия. Вера Слоним и Софья Толстая переписывали рукописи своих мужей, вносили правки и корректуры. Пьер Кюри работал вместе с женой и настоял, чтобы Марию Склодовскую-Кюри внесли в список номинантов на Нобелевскую премию. Супруги могут сообща заботиться о доме и детях, создавать общие творческие проекты, вести общественную работу, полностью полагаются друг на друга и берегут свой райский уголок.
Думаете, это легко? Думаете, путь счастливых пар подходит каждому? Если бы так, все мужья и жены жили бы счастливо. Как писал Ефремов в «Таис Афинской» - «исступленное искусство и труд любви», труд с первого «да» и до гробовой доски, отказ от соблазнов, искушений, честолюбия, похоти и эгоизма ради единственного на свете человека. Недаром многие религии сравнивают верование и семью. Православие говорит, «Муж в семье уподобляется Христу, жена Церкви» - бог без храма не бог, и храм без бога лишь куча камней.
Любовь приходит ко многим людям – и в молодости, и в зрелости, и в старости. Пары встречаются, соединяются, женятся и пытаются уберечь драгоценный подарок судьбы. Получается не у всех – одни не готовы пожизненно приковывать себя к другому человеку, другим не хватает сил, душевной щедрости, воли, упорства… Хранить и преумножать любовь придется всю жизнь. Принимать, терпеть, искать контакт, вкладываться без счета, возвращаться раз за разом, даже если нестерпимо хочется бросить все и сбежать. Любить каждую особинку, морщинку, седой волосок, с радостью готовить еду и стирать рубашки, подносить тяжести и приносить цветы, ночевать в коридоре больницы и поднимать с одра недуга, когда врачи говорят «безнадежен». Встречать с любовью, что бы ни случилось, и знать, что встретят.
Вы готовы к такому подвигу? Тогда однажды огонь любви загорится и в вашей лампе.