Найти в Дзене
Авиатехник

Як-38. Советский палубный штурмовик 1970-х годов с уникальной автоматической системой катапультирования.

Як-38 является советским палубным штурмовиком, которому выпала честь стать первым серийным самолётом вертикального взлёта в СССР.

За основу разработки были взяты данные, полученные при конструировании Як-36.

Як-38 был оснащен одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28, а также двумя подъемными двигателями РД-38.

Фото взято из Яндекс Картинок. На переднем плане - подъемные двигатели РД-38.
Фото взято из Яндекс Картинок. На переднем плане - подъемные двигатели РД-38.

Главной особенностью Як-38 является его уникальная система автоматического катапультирования лётчика (сокращенно - САК). В случае отказе двигателей, даже при малых скоростях и режиме висения автоматика самостоятельно высвободит пилота из кабины штурмовика. Во всех других самолётах времен СССР катапультирование всё же происходит с принятием решения именно пилотом, а не автоматикой.

-3

Всего построили 231 самолётов данной модели. Кстати говоря, она имела несколько различных модификаций. Например, существовал учебный вариант штурмовика - Як-38У.

Серийный выпуск проходил на Саратовском авиазаводе. Основным местом базирования будущих самолётов являлись авианесущие крейсеры проекта 1143.

-4

Первая машина с бортовым номером "05" прошла испытания 15 мая 1970- г. Испытания проводились на кабель-кране. Самолёт подвешивали на высоте 5м, после чего запускали двигатели, тем самым отрабатывая струйное управление.

-5

Уже 22 сентября лётчик-испытатель В.Г. Мухин осуществил первое свободное висение на высоте 50 см от земли.

Первый свободный полёт осуществили 2 декабря. Як-38 сопровождался самолётом МиГ-21.

-6

4 марта 1976 года случилось одно из самых знаменитых происшествий с Як-38. Во время приёмочного полёта уже на серийном штурмовике с заводского аэродрома, при осуществлении переходного режима и повороте сопла ПМД сработала система автоматического катапультирования.

Пилот не ожидал такого поворота событий, но ничего с этим поделать не мог. Когда лётчик-испытатель Хомяков приземлился на парашюте, Як-38 куда-то исчез. Как оказалось позднее, самолёт всё это время находился в режиме стабилизации, а затем, выработав топливо, приземлился в поле.

Дефект быстро нашли и устранили.

Несмотря на всю свою перспективу, Як-38 всё же был одним из самых аварийных самолётов того времени, однако система САК сохраняла пилотам жизнь.

В конце 1989 года Як-38 перестали выпускать, а уже в 1991 году их и вовсе запретили эксплуатировать.

Несмотря на это, некоторые экземпляры эксплуатировались вплоть до 2004 года.

А на этом всё!

Самой лучшей поддержкой для меня будет ваш отклик. Поддержите статью пальцем вверх и подпишитесь на канал. Именно так я узнаю, нравится ли вам такой материал или нет! Спасибо за внимание и удачи всем :)

-7