Як-38 является советским палубным штурмовиком, которому выпала честь стать первым серийным самолётом вертикального взлёта в СССР.
За основу разработки были взяты данные, полученные при конструировании Як-36.
Як-38 был оснащен одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28, а также двумя подъемными двигателями РД-38.
Главной особенностью Як-38 является его уникальная система автоматического катапультирования лётчика (сокращенно - САК). В случае отказе двигателей, даже при малых скоростях и режиме висения автоматика самостоятельно высвободит пилота из кабины штурмовика. Во всех других самолётах времен СССР катапультирование всё же происходит с принятием решения именно пилотом, а не автоматикой.
Всего построили 231 самолётов данной модели. Кстати говоря, она имела несколько различных модификаций. Например, существовал учебный вариант штурмовика - Як-38У.
Серийный выпуск проходил на Саратовском авиазаводе. Основным местом базирования будущих самолётов являлись авианесущие крейсеры проекта 1143.
Первая машина с бортовым номером "05" прошла испытания 15 мая 1970- г. Испытания проводились на кабель-кране. Самолёт подвешивали на высоте 5м, после чего запускали двигатели, тем самым отрабатывая струйное управление.
Уже 22 сентября лётчик-испытатель В.Г. Мухин осуществил первое свободное висение на высоте 50 см от земли.
Первый свободный полёт осуществили 2 декабря. Як-38 сопровождался самолётом МиГ-21.
4 марта 1976 года случилось одно из самых знаменитых происшествий с Як-38. Во время приёмочного полёта уже на серийном штурмовике с заводского аэродрома, при осуществлении переходного режима и повороте сопла ПМД сработала система автоматического катапультирования.
Пилот не ожидал такого поворота событий, но ничего с этим поделать не мог. Когда лётчик-испытатель Хомяков приземлился на парашюте, Як-38 куда-то исчез. Как оказалось позднее, самолёт всё это время находился в режиме стабилизации, а затем, выработав топливо, приземлился в поле.
Дефект быстро нашли и устранили.
Несмотря на всю свою перспективу, Як-38 всё же был одним из самых аварийных самолётов того времени, однако система САК сохраняла пилотам жизнь.
В конце 1989 года Як-38 перестали выпускать, а уже в 1991 году их и вовсе запретили эксплуатировать.
Несмотря на это, некоторые экземпляры эксплуатировались вплоть до 2004 года.
А на этом всё!
Самой лучшей поддержкой для меня будет ваш отклик. Поддержите статью пальцем вверх и подпишитесь на канал. Именно так я узнаю, нравится ли вам такой материал или нет! Спасибо за внимание и удачи всем :)