«Часы» Майкла Каннингема — такое современное прочтение «Миссис Дэллоуэй» Вулф. Нет, даже не так. Это, скорее, отклик художнику от художника сквозь время. Или эхо.
Постмодернистское чтение с особым ритмом и дыханием. Почти что бессюжетное чтение-течение, где за поворотом или Кларисса Дэллоуэй с розами, или Лора Браун и ее кремовый торт, или — представьте себе — сама Вирджиния, перелистывающая страницу за страницей.
Три разных женщины и три разных эпохи. 20-е, 40-е и 2000-е годы. Нью-Йорк, Ричмонд и Лос-Анджелес. Вечность в одном дне.
Вирджиния Вулф, автор романа «Миссис Дэллоуэй», домохозяйка Лора Браун, которая начинает читать «Миссис Дэллоуэй», и издатель Кларисса, которая проживает этот самый роман.
Особый наклон головы, нервозность, увядшие желтые цветы, причудливые украшения на дверях, солнечный день и мертвый дрозд, умирающий на ложе из роз. И тошнотворный запах вареной говядины. Скоро в доме начнут бить часы.
Интересно Каннингем написал о Вулф в своем эссе, совместном проекте «Snob» и издательства Corpus в 2011 году:
«Однако, даже будучи лентяем и неучем, я почувствовал насыщенность, выстроенность, упругость ее фразы. Я тогда подумал: ого, она творит с языком примерно то же, что Джимми Хендрикс творит с гитарой. Я имел в виду, что она умела балансировать на грани хаоса и порядка, а когда казалось, что фраза вот-вот рассыплется, Вулф собирала ее воедино мелодией».
В «Миссис Дэллоуэй» Вулф пишет: «Первая половина дня с разлету врезалась во вторую. И толчок еще отдавался в теле».
И дальше, — удивительно, посмотрите: «Дело не в красоте. И не в уме. А в том главном, глубинном, теплом, что пробивается на поверхность и рябит гладь холодных встреч мужчины и женщины. Или женщин между собою. Ведь бывает и так».
«Часы» Каннингема — это как бы рецензия на роман Вулф. Как он его прочувствовал и понял. В «Часах» все про нее. И одновременно про него. Но роман личный. А если бы не — тогда не было бы вот так — когда кажется, что кислород этой комнаты пропитан запахом маслянистых шипастых роз.
То есть когда ты не ранен, а просто убит: «Мы никогда не ссоримся. И правда. Иногда они препираются, дуются, но никогда не взрываются, не кричат и не плачут, не бьют посуду. Всегда казалось, что они просто пока не ссорятся; что они еще слишком мало знают друг друга, чтобы начинать широкомасштабные военные действия, что они провели лишь первые переговоры, что впереди лежат целые неисследованные континенты и они не могут позволить себе сорваться с цепи».
Если вы хотите читать больше о книгах и около, то подписывайтесь, пожалуйста, на мой канал. Будем на связи! To be connected...