Найти тему
Роман Кутергин

История авиации. Бомба Толбой. Убийца Тирпица.

История авиации. Авиабомба Tallboy. Убийца Тирпица.

Вторая мировая война подарила миру огромное количество новых средств уничтожения, став еще одним витком гонки вооружений. Уже в годы войны в Великобритании были созданы авиационные бомбы особой мощности массой 5,4 и 10 тонн. Десятитонная авиационная бомба Grand Slam («Большой хлопок») стала самой мощной неядерной бомбой Второй мировой войны. Эти сверхмощные авиационные боеприпасы стали называть сейсмическими бомбами. Принцип их действия заключался в следующем: мощная бомба в обтекаемом прочном корпусе достигала земной поверхности на очень высокой скорости, углубляясь в грунт до детонации. При подземном взрыве происходило локальное землетрясение, которое повреждало и разрушало ближайшие подземные сооружения противника, а также наземные цели.

Данный принцип впервые был разработан британским инженером Барнсом Уоллесом после начала Второй мировой войны. Этот инженер начал работать в известной английской компании «Виккерс» еще до начала Первой мировой войны. В компании он проработал вплоть до выхода на пенсию в 1971 году. Именно он стал создателем 5,4-тонной бомбы Tallboy («Верзила») и 10-тонной бомбы Grand Slam («Большой хлопок»), которые довольно активно применялись союзниками во второй половине Второй мировой войны при осуществлении стратегических бомбардировок Германии.

Барнс Уоллес
Барнс Уоллес

После начала войны конструктор уделил много времени созданию различных авиационных боеприпасов. Уоллес был приверженцем идеи стратегических бомбардировок Германии и стран Оси, он считал, что они смогут существенным образом помешать противнику вести боевые действия. Барнс Уоллес даже написал работу о стратегических бомбардировках под названием «Заметка о способе нападения на Осевые силы», где в частности много внимания уделял уничтожению крупных электростанций, вывод которых из строя мог лишить Германию средств ведения войны.

В отличие от обыкновенных авиабомб, корпус «Толбоя» был выполнен из прочной легированной стали. Форма корпуса была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить бомбе максимальную скорость падения, бомба обладала совершенной аэродинамической формой. При сбросе с высоты более четырех километров она при подлете к поверхности земли развивала скорость, превышающую скорость звука. Существенная длина боеприпаса вначале приводила к колебаниям бомбы в полете, но в дальнейшем проблему удалось решить за счет использования стабилизаторов особой формы, которые придавали бомбе вращательное движение. Для атаки подземных целей Tallboy мог быть оснащен тремя специальными взрывателями замедленного действия, которые срабатывали лишь после проникновения боеприпаса в грунт.

При сбросе бомбы с достаточной высоты она проникала в землю на глубину более 30 метров или пробивала 5 метров бетонных конструкций. При подземном взрыве более чем двухтонного заряда происходило сотрясение окружающих пород, эффект напоминал землетрясение, что вело к разрушению близко расположенных зданий и сооружений. После взрыва на поверхности оставалась воронка диаметром до 40 метров. Для обеспечения хорошей точности попаданий был создан специальный прицел, получивший обозначение Stabilized Automatic Bomb Sight (SABS). Данный прицел позволял учитывать при бомбометании множество различных параметров, включая скорость и направление ветра, температуру воздуха, давление и т.д. Несмотря на наличие такого прицела, налеты достаточно часто отменялись или заканчивались неудачей из-за проблем, которые возникали с точной идентификацией цели.

-3
-4
-5

-6


Детище Барнса Уоллеса оказалось очень эффективным при применении по высокозащищенным целям (тоннелям, бункерам), при разрушении виадуков, а также уничтожении крупных кораблей противника. Среди наиболее известных случаев применения данных сейсмических бомб выделяют подрыв железнодорожного тоннеля возле города Сомюр во Франции в ночь с 8 на 9 июня 1944 года. Это был первый опыт боевого применения данной бомбы, который оказался успешным. Тоннель надолго был выведен из строя, что нарушило железнодорожное сообщение и мешало немцам маневрировать имеющимися войсками. Уже позднее было установлено, что одна из бомб Tallboy взорвалась непосредственно в тоннеле, пробив 18 метров пород.


24 июня 1944 года бомбы «Толбой» разрушили бетонный купол над подземным заводом по производству ракет Фау-2. А 6 июля 1944 года вывели из строя батарею суперпушек «Фау-3», с помощью которых нацисты собирались обстреливать Лондон. Помимо этого бомбы вписали свое имя в историю, став причиной гибели немецкого линкора «Тирпиц», а также тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». 12 ноября 1944 года во время операции «Катахезис» в линкор, находившийся в Тромсё-фиорде, попало три бомбы Tallboy. Одна из них отскочила от брони башни, а две других пробили броню линкора, вызвав страшные разрушения (в левом борту образовалась дыра длиной почти 60 метров). Спустя несколько минут после атаки «Тирпиц», который был гордостью немецкого флота, перевернулся и затонул. Словом, данные авиационные бомбы были по-настоящему грозным оружием, а не просто продуктом гонки за рекордами. Всего до конца Второй мировой войны в Великобритании было выпущено 854 бомбы «Толбой».

Атака на Тирпиц
Атака на Тирпиц
Прямое попадание
Прямое попадание

-9

Краткие ТТХ сейсмической бомбы Tallboy:
Масса — 5443 кг.
Длина — 6,35 м.
Диаметр — 0,95 м.
Взрывчатое вещество (ВВ) — Торпекс.
Масса ВВ — 2358 кг.