«Предлагаю не поддаваться всеобщему заблуждению. Решение было глупым, несмотря на хороший итог».»
«В действительности эффект ореола настолько мощен, что вам самим претит мысль о том, что одни и те же действия могут быть и правильными, и неправильными в зависимости от ситуации, а один и тот же человек – и гибким, и косным. Из-за эффекта ореола мы извращаем порядок причины и следствия: верим, что фирма страдает из-за косности руководства, хотя на самом деле руководство кажется нам косным по причине упадка фирмы.
Так рождаются иллюзии понимания.
Эффект ореола вкупе с отклонением в сторону результата объясняют повышенный интерес к книгам, в которых авторы пытаются делать выводы из систематического изучения преуспевающих фирм и давать действенные советы.
Один из известнейших образчиков такой литературы – «Построенные навечно» Джима Коллинза и Джерри Порраса. Книга содержит подробный отчет о восемнадцати парах конкурирующих фирм, одна из которых обошла другую. Для сравнения брались разнообразные аспекты корпоративной культуры, стратегии и практики управления. «Мы считаем, – заявляют авторы, – что этот труд должен изучить каждый директор, менеджер и предприниматель во всем мире. Создайте компанию своей мечты!»
Основная мысль подобных книг состоит в том, что можно выделить и изучить «хорошие практики управления», а затем, применив их, добиться успеха. Однако оба предположения чересчур смелы.
Сравнение более или менее преуспевающих компаний – это в основном сравнение по степени удачливости.
Памятуя о роли случая, необходимо скептически относиться к «устойчивым закономерностям», выводимым в ходе наблюдения за преуспевающими и не очень предприятиями. При определенной доле хаотичности закономерности оказываются миражами. Учитывая большое влияние случая, нельзя сделать вывод о качестве руководства и об управленческих практиках на основании наблюдаемого успеха компаний. Даже зная, что директор исключительно дальновиден и компетентен, пытаться предсказать успех или разорение фирмы – все равно что бросать монету наугад: факты не повлияют на точность предсказания.
В среднем разрыв по доходности предприятия и биржевой прибыли между лидирующими и отстающими компаниями из книги Коллинза и Порраса после проведенного исследования сомкнулся до минимума. Средняя рентабельность фирм, фигурирующих в бестселлере «В поисках совершенства», также резко упала в последующий период. Исследования журнала Fortune показали, что за двадцатилетний период фирмы с худшим рейтингом в списке «Компании, которыми восхищаются» достигли большей биржевой прибыли, нежели те, что занимали первые места.
Возможно, вы захотите найти этому каузальное объяснение, например: фирмы-победители расслабились после победы, а проигравшие, наоборот, стали упорнее трудиться. Однако думать так было бы ошибкой. Разрыв в показателях смыкается, потому что изначально возник благодаря удачливости одних и неудачливости других. Мы уже встречались с этим статистическим явлением – регрессией к среднему.
Рассказы о взлете и падении компаний задевают читателя за живое. Они предлагают то, чего жаждет человеческий ум: простой сюжет, в котором четко обрисованы причины победы и проигрыша, нивелированы определяющая роль случая и неизбежность регрессии. Такой сюжет порождает и поддерживает иллюзию понимания, преподавая легковерному читателю урок с преходящей ценностью.»
Даниэль Канеман. «Думай медленно… Решай быстро».
++++++
РАСКРЫВАЮТСЯ ЛИ В КНИГАХ СЕКРЕТЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ? - http://www.actually.pro/0768.html
РАСКРЫВАЮТСЯ ЛИ СЕКРЕТЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ? (статьи) - http://actually.pro/0936.html
ЭФФЕКТЫ/ОШИБКИ МЫШЛЕНИЯ - НЕПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ ИЛИ «ЧТО ТЫ ВИДИШЬ, ТО И ЕСТЬ» ПО Д.КАНЕМАНУ - https://zen.yandex.ru/media/id/5af91b532f578cbf92d3f52a/effektyoshibki-myshleniia-nepolnota-informacii-ili-chto-ty-vidish-to-i-est-po-dkanemanu-5e46520711638a2a18c0ab2c
ВЕЗЕНИЕ ПО В. АЛЛЕНУ - http://www.actually.pro/0895.html
ПОИСКИ СМЫСЛА - http://www.actually.pro/0954.html
КОНТЕКСТ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИДЕРСТВА. «ПЕРСОНАЛИСТЫ» И «СИТУАЦИОНАЛИСТЫ» ПО МАНФРЕДУ КЕТЕ ДЕ ВРИСУ - http://www.actually.pro/1104.html
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА - http://actually.pro/1522.html
ЭФФЕКТ ПРИВЯЗКИ - http://actually.pro/1525.html
ПРАЙМИНГ (ЭФФЕКТ ПРЕДШЕСТВОВАНИЯ) ПО ПО Д. КАНЕМАНУ - http://actually.pro/1511.html
ЭФФЕКТ ФРЕЙМИНГА ПО Д. КАНЕМАНУ - http://actually.pro/1507.html
КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ И КАРТОННОСТЬ КАЗЕННЫХ СИМВОЛОВ ПО А.Г.НЕВЗОРОВУ - http://actually.pro/1470.html
ЗАКОН МИККИ-МАУСА ИЛИ ВЗДОРНОСТЬ И ВЫДУМАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УНИКАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПО А.Г. НЕВЗОРОВУ - http://actually.pro/1418.html
ОШИБКА МЫШЛЕНИЯ - «ПОИСК РАЗУМА ТАМ, ГДЕ ЕГО НЕТ» - http://www.fiascoclub.ru/0009.html
ОШИБКИ КОНЬЮКЦИИ - АПОФЕНИЯ - http://www.actually.pro/1219.html
ОШИБКИ МЫШЛЕНИЯ - http://actually.pro/0129.html
++++++