В румынских Карпатах,неподалёку от города Брашов есть небольшой городок с железнодорожной станцией Синая.
Рядом с Синаей находится старый королевский замок, построенный в 19-м веке - Замок Пелеш.
До 1947 года в Замке Пелеш жили румынские короли.
После - он стал музеем и домом отдыха румынских деятелей культуры.
А с 1975 по 1990 год являлся одной из резиденций генерального секретаря Румынии Николае Чаушеску.
С тех пор остались некоторые артефакты эпохи.
Например, мой сегодняшний герой - автомобиль Škoda VOS в железнодорожном исполнении.
Škoda VOS (чеш. Vládní osobní speciál — «правительственный легковой специальный») — легковой тяжело- и легкобронированный лимузин представительского класса, выпускавшийся малыми сериями в Чехословакии в 1950—1952 гг.
В конце 1948 года генерал Йозеф Павел, тогдашний заместитель министра внутренних дел и командующий пограничной стражей Чехословакии, выражая обеспокоенность ростом напряженности в пограничных районах страны (вследствие перехода власти к КПЧ, второй волны национализации, начала коллективизации, неорганизованного заселения покинутых депортированными судетскими немцами населенных пунктов, роста эмиграции, включая нелегальный переход границы, и антикоммунистического сопротивления, в том числе создание боевых групп, занимавшихся диверсиями и покушениями на партийных, государственных и военных деятелей) выдвинул предложение в короткие сроки разработать и произвести специальный автомобиль для руководства «для поездок исключительно в небезопасных зонах».
Первый вариант автомобиля был разработан уже через несколько месяцев, но его вид был слишком брутален.
Было ясно видно, что перед нами бронемашина.
Поэтому было решено построить второй вариант - внешне очень похожий на обычную легковушку, но при этом защищённый внутренней бронекапсулой.
В результате получилась современная машина понтонного дизайна, чем-то похожая на советскую Победу и другие автомобили того времени.
Было разработано две внешне идентичные версии Škoda VOS - тяжёлая и легкая.
Тяжелая предназначалась для высшего партийного руководства, а лёгкая для их охраны и сопровождения.
Автомобили различались толщиной брони.
У тяжёлых это была многослойная броня из двух 5-мм бронелистов с проволочной прокладкой.
У лёгких - только один 5-мм бронелист.
Так же отличалось и остекление.
52-мм бронестекла у машины VIP-ов и 8-мм у сопровождения.
Для того, чтобы внешне нельзя было различить эти машины, на стёкла лёгких наносили дополнительный слой тонировки, а опускать стёкла дверей у всех версий можно было только на 5 см.
В Синае стоит тяжёлая версия Škoda VOS, что хорошо заметно по повреждённому лобовому стеклу внушительной толщины.
В 1960-е годы эти Чехословацкие броневики разошлись по странам соцлагеря.
Поначалу их использовали по прямому назначению, а затем некоторые перестроили вот в такие бронедрезины для скоростного перемещения защищаемых персон из высшего руководства по железным дорогам.
Одна из румынских Škoda VOS теперь стоит на приколе у вокзала в Синае.
А рядом с ней старый прусский паровоз типа P8 (1910 год) трудившийся сначала в Кёнигсберге, а после 1921 года отработавший несколько десятилетий на румынских ж/д.
Но о нём в другой раз.