Найти в Дзене
Литература.today

Интервью с Тимуром Кибировым: «Многие авторы нынешних бестселлеров и лауреаты престижных премий вызывают у меня тоскливое недоум

Русский поэт-концептуалист, писатель, автор исторического романа «Генерал и его семья» рассказал, как отрыл себя в прозе, о писательском пути и творческих кризисах, поделился отношением к современным бестселлерам и книгами, которые выбирает для души.

Тимур Юрьевич, здравствуйте. Читатели знакомы с вами прежде всего, как с поэтом, а как решились написать роман? Какое прозаическое произведение появилось первым?

На самом деле, я подкрадывался к прозе уже довольно давно. В книге 2008-го года «Три поэмы» одна из поэм, «Покойные старухи», написана прозой. Потом была книга «Лада или радость», которую я надменно назвал романом, хотя она, конечно, тоже была поэмой в прозе. Впрочем, прозаичность моего нового романа тоже вызывает некоторые сомнения, во всяком случае писался он, совершенно так же, как и стихи, и звучание слов значило для меня больше, чем это пристало полноценному прозаику.

Писательская деятельность является для вас основной? Чем вы зарабатываете на жизнь?

Писательская деятельность несомненно является для меня основной, поскольку в ней заключены единственный смысл и единственное оправдание моей жизни. К сожалению, более высокого смысла и более веского оправдания у меня нет. Зарабатывать этим на жизнь, конечно, не получается. Хотя мне грех жаловаться, бывали крупные премии, да и гонорары какие-никакие, но тоже деньги. Тем не менее поскольку профессиональным литератором я так и не стал, то обеспечивать писательством стабильный доход у меня не получается. Слава Богу, на пенсию успел выскочить до увеличения пенсионного возраста!

Говорят, «поэзия покупается плохо», что вы думаете об этом?

Если что-то плохо покупается, значит, либо товар этот невысокого качества, либо его на рынке слишком много, либо он вообще потребителю не очень нужен. В случае современной русской поэзии, к сожалению, работают все три причины.

Сталкиваетесь ли вы с творческими кризисами, как с ними справляетесь?

Сталкиваюсь, конечно. И справляюсь с ними плохо, впадаю в уныние, не верю, что когда-нибудь ещё что-нибудь напишу. К сожалению, писателю-дилетанту, не умеющему относиться к литературе как к ежедневной обязанности и постоянному труду, ничего не остается кроме молитвы о ниспослании так называемого вдохновения ну и смиренного ожидания.

Ведь никогда нельзя быть уверенным это временный кризис или уже все, конец.

Но в любом случае можно и должно это ожидание наполнять полезными делами. С собакой гулять, например. Учиться чему-нибудь.

Много времени вы уделяете писательству?

Если говорить о сидении за компьютером или над рукописью, то не очень много. Если же учитывать придумывание, то, наверное, все время на это и уходит. Ну или почти все. Даже во сне иногда пишу божественно прекрасные стихи. Жаль на утро их никогда не удается вспомнить.

Сложно было начать публиковаться, издаваться? Что подтолкнуло первые работы опубликовать, не оставлять их «в столе»?

Какой забавный вопрос. Дело в том, что до Горбачева стихи подобные моим (то есть и по форме, и по содержанию враждебные официальной культуре) опубликовать было не просто сложно, а прямо-таки невозможно. Был, конечно, сам- и тамиздат. Вот в эмигрантских журналах я и опубликовался, благодаря Бахыту Кенжееву, который вывез мои тексты заграницу. Но к тому времени (1989 год) горбачевская гласность уже набрала силу, и практически одновременно вышли мои стихи в журналах «Театр» и «Юность».

Ну а добровольно держать готовые сочинения в столе, никто из нормальных литераторов не станет. Книжки все-таки, как бы там ни лукавил Пушкин — «пишу для себя, публикую для денег», пишутся для того, чтобы их читали.

Сами искали издательство или вас нашли? Как это случилось?

Если говорить об издательствах, то мне исключительно везло. Ни разу не пришлось выступать в роли просителя, книжки мои выходили у тех издателей, которые откуда-то узнавали обо мне и сами предлагали сотрудничество. За что я им всем искренне и горячо благодарен. Надеюсь никто из них не пожалел о том, что связался с таким автором.

Что изменилось в вашей жизни с тех пор как вы стали публиковаться?

Читать далее

Подписывайтесь на канал и оставайтесь в курсе новостей литературы, читайте первыми фрагменты книжных новинок и рецензии на книги.