Вот и ещё одно словечко в вашем словаре, уважаемые читатели. Нет, я не сомневаюсь, что вы его и так знали. Но уж больно это понятие туманное, зыбкое и изменчивое. Хоть перевод его яснее ясного.
Итак, определимся по понятию
Этот термин с английского переводится как главное течение или главное направление. И как явление, мейнстрим присутствует в любой культурной деятельности: в науке, музыке, литературе, изобразительном искусстве и т. д. И меняется это направление довольно часто. Его можно было бы заменить более простым и понятным словом «мода». Но различия здесь всё-таки есть.
Кстати, первым этот термин использовал ещё в самом начале XX века американский писатель и литературный критик Уильям Дин Хоуэлс. Он пропагандировал реалистическое искусство, обращающееся к нравственным проблемам, и именно его считал мейнстримом литературы нового для него XX века.
Однако мейнстрим – это вовсе не та литература, которую читают большинство, а модная, престижная литература, которую положено читать интеллектуально развитому человеку. А не читать – стыдно, так как в приличном обществе даже в обсуждении очередного шедевра не поучаствуешь.
Если объяснить суть мейнстрима проще, то это произведения, занимающие промежуточное положение между популярной, коммерческой или, как её ещё называют, жанровой литературой, и элитарной, литературой для избранных. То есть такие книги не совсем уж коммерческое чтиво, в них есть и идейное содержание, и психологизм, и злободневность. Но в то же время они и не интеллектуальная заумь, а вполне понятны и даже могут быть интересны массовому читателю.
Занятно, что попасть в категорию мейнстрима не стремятся ни коммерческие, ни элитарные писатели. Представители высокой литературы смотрят на мейнстрим с презрением, а коммерческих отпугивает внесерийность мейнстрима. А если книга не попадает в серию, то её и издают, и читают хуже. Нет, есть, конечно, мастера мейнстрима, и именно они являются чаще всего топовыми писателями. Но таких единицы.
Признаки мейнстрима
Содержание этого течения, так же как и любые модные тенденции, постоянно меняется. Поэтому его признаки имеют отношение только к конкретному времени. Для современного мейнстрима характерны следующие особенности.
- Чаще всего это произведения на стыке жанров, поэтому определить их жанровую принадлежность сложно.
- В большей степени это всё же реализм, так как в центре событий судьбы реальных людей. Но это не исключает возможность каких-то элементов мистики или магического реализма.
- Главное в мейнстриме не сюжет, не развитие событий, а духовное развитие героев.
- Наличие идейного, философского содержание, актуальных политических аллюзий.
- Психологизм, большое внимание нравственным проблемам и переживаниям героев.
И пожалуй, главная особенность мейнстрима – это соединение качественного текста, идейной (философской) составляющей и доступности для восприятия и понимания простых смертных.
Произведения каких современных авторов можно отнести к мейнстриму
Учитывая, что мода на всё, в том числе и на литературу, меняется быстро, выбрать из сегодняшних авторов тех, кто балансирует между массовой коммерческой литературой и элитарным артхаусом очень непросто. И в этом выборе всегда много субъективного. Кто-то считает то или иное произведение малопонятной заумью, а кому-то оно вполне нормально «зашло» и даже с интересом прочиталось. Поэтому мой список вполне может быть кем-то оспорен.
Ещё сравнительно недавно, когда были популярны толстые литературные журналы такие, как «Октябрь», «Знамя», «Новый мир» и другие, то именно они определяли мейнстрим, и в то время к этому течению можно с уверенностью было отнести В. Шукшина, В. Распутина, В. Астафьева, Ф. Абрамова, Ю. Трифонова. Но сейчас всё сложнее. Ориентиром приходится брать реалистическую прозу с элементами психологизма и философской составляющей. И тогда с некоторыми всё же оговорками к мейнстриму можно отнести Б. Акунина, З. Прилепина, В. Иванова, Мариам Петросян и, возможно, Л. Улицкую.
Интересно, что в мейнстриме может оказаться и классика, например, тот же М. Булгаков или Ф. Достоевский.
Правда, читатели не часто выбирают произведения этого направления на основании своих интересов, чаще ориентируются на то, что в моде, что престижно, что читают все «умные люди». Это не значит, что сами произведения неинтересны. Прочитав одну книгу автора, вторую уже могут выбрать, потому что понравилась первая. Но как ни крути, увлечение мейнстримом – это, прежде всего, дань моде.
На этом сегодня заканчиваю. Возможно, кому-то будут интересны статьи, посвящённые разным жанрам современной литературы:
«Магический реализм: особенности жанра»;
«Космическая опера, которая совсем не опера».