Найти тему
Горький Аккумулятор

Может ли полностью автоматическое зарядное устройство зарядить аккумулятор до 100% ?

Оглавление
Проверим?
Проверим?

Ранее я говорил, что полностью автоматические зарядные устройства надо продать-выкинуть. Т.к. они не могут зарядить современные аккумуляторы. На днях получилось продемонстрировать это не только на уровне убеждения, а фактически с фотографиями и разными измерениями. В качестве зарядного устройства используется Lancol CAT-100. В роли подопытного аккумулятор который можно купить в любом крупном гипермаркете за 2500-3500 т.р.

Аккумулятор Катод Extra Start производства 10 месяц 2018 года. Судя по букве N (normal - нормальный расход воды) в маркировке это самый простой сурьмянистый аккумулятор.

Нашел сайт производителя вот что там про них написано:

"C 2014 года популярные аккумуляторные батареи КАТОД EXTRA START производятся на заводе "АКОМ" в Жигулевске, а также на аккумуляторном заводе "Стеко" в Калининграде.

Аккумуляторы КАТОД EXTRA START конструктивно отличаются повышенной устойчивостью к вибрациям и тепловым нагрузкам и являются малообслуживаемыми батареями, т.е. батареями с малой потерей воды - класса L по ГОСТ.

Аккумуляторные батареи КАТОД EXTRA START имеют пластины с решетками электродов, изготовленных по наиболее распространенной просечной-растяжной технологии с использованием Ca/Ca сплава."

Позвольте, но L - это же гибридные АКБ? Далее они сами об этом пишут у себя на сайте.

" Например, по стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55N несет следующую информацию:

6 - число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее номинальное напряжение (12 В);

СТ - назначение батареи по функциональному признаку (стартерная);

55 - номинальная емкость в ампер-часах;

N - конструкторско-технологическое исполнение: (N - с нормальным расходом воды; L - с малым расходом воды; VL - с очень малым расходом воды; VRLA - с регулирующим клапаном). "

К примеру похожая на нашу батарейка но VL. А описание снизу идентичное предыдущему. Все остальное можете сами почитать на их сайте.

Был он севшим - до состояния "не завел", после чего хранился в этом состоянии в теплом помещении около 2ух месяцев. Поскольку напряжение низкое, то применять нагрузочную вилку нет технической возможности. Как мы понимаем это стандартная ситуация для автовладельца, у которого есть второй подменный аккумулятор. Подменку поставить-поставил, а этот зарядить забыл.

Для начала снимаем все возможные данные по состоянию аккумулятора.

Изначальные данные акб:

Фото сосотояни пластин побаночно

Плотность побаночно замеренная рефрактометром

В зарядном устройстве выбираем полностью автоматический режим и ждем, когда зарядится. Периодически поглядывая на то в какой стадии заряда находиться наш аккумулятор. На пятые рабочие сутки программа сообщила что аккумулятор заряжен на 100%.

Изменение данных аккумулятора по дням замеры через анализатор АКБ CAT-100

Изменение внутреннего сопротивления согласно Imax B6 mini

График роста напряжения. Полный и по дням.

Как видно из графика зарядное работает в классическом режиме CC/CV.

Даем отстояться хотя бы пару часов смотрим на состояние перемычек,пластин и замеряем плотность побаночно.

Как видим и по плотности и по налету на пластина аккумулятор не полностью заряжен. Температура окружающей среды 20-22 градусов.

Таблица из интернета. Соответствие заряженности относительно плотности и температуры.
Таблица из интернета. Соответствие заряженности относительно плотности и температуры.

Даем отстояться чуть более двух суток и повторяем замеры.

Данные анализатора / тестера аккумулятора CAT-100.
Данные анализатора / тестера аккумулятора CAT-100.

Проверяем просадку напряжения под нагрузочной вилкой НВ-01. (125А фактические) и отскока напряжения на первой и второй минуте после снятия нагрузки.

Состояние пластин

Замер плотности Рефрактометром.

Замер плотности ареометром

Как видно, плотность подросла, но до 1.28 не дотягивает по всем банкам. И ареометр показывает значения выше, чем рефрактометр. Но после сравнения их между собой верю я второму. Ок, принимаем к сведенью и ставим на разряд до 10.5В током 3А (больше не дает Кулон 912). Смотрим слитую ёмкость. Считается что до 12В сливается в среднем 50-60% от полной ёмкости. По этому проверим в нескольких контрольных точках

  1. 12В - 21,2 Ач
  2. 11.6В - 29,6 Ач
  3. 10.5В - 30,3 Ач
График разряда. для подсчета ёмкости. Небольшой рост в отрезке между "1" и "2", это падение от НРЦ после отстоя за ночь. Слитая там ёмкость до 12В равна 0.55Ач и она учтена в значениях представленных выше.
График разряда. для подсчета ёмкости. Небольшой рост в отрезке между "1" и "2", это падение от НРЦ после отстоя за ночь. Слитая там ёмкость до 12В равна 0.55Ач и она учтена в значениях представленных выше.

В нашем случае получаем что до 12В слито почти 70% от фактической ёмкости. Учтём это в дальнейшем, когда будем разряжать второй раз уже только до 12В, после заряда Кулоном.

Теперь ставим наш аккумулятор на заряд в несколько ступеней-этапов. В качестве зарядного устройства используем Кулон-912.

Поскольку завод изготовитель не поделился информацией до каких пороговых значений напряжения заряжать их продукцию, а описание товара противоречат расшифровке на наклейке которую они же предоставляют, то будем считать что данный акб простой Sb\Pb аккумулятор. Ну или Ca\Pb с очень грязными решетками. Значит и заряжать будем как простой АКБ, с порогами значений для Сурьмы.

С просторов интернета.
С просторов интернета.

Теперь как заряжаем Кулоном 912 в ручном режиме:

Первый до 13.8В током 10% от паспортной ёмкости а именно 6.2А. Второй этап до напряжения 14.8В током 0.05С, т.е. 3.1А после снижения силы тока до 0.3А переходим к дозаряду (третий этап) силой тока 0.8А без ограничения напряжения. После стабилизации тока и напряжения ожидаем два часа и считаем заряд оконченным. Залито 34.12Ач.

Даем отстояться более 8ми часов и снимаем показания для сравнения.

А вот что произошло с плотностью побаночно.

К вопросу о "кипении" электролита. Два снимка с разными пороговыми напряжениями, без подписи слабо найти отличия при одинаковом токе в 0.5-0.8А?

Как видно из фото, бурного "кипения" нет, как и нет активной потери воды. И это Сурьмянистый акб, для гибридов и кальциевых картинка еще менее различима.

Разряжаем до 12В, и получаем 22.86Ач.

График разряда после зарядки Кулон-912
График разряда после зарядки Кулон-912

Т.е ёмкость выросла по сравнению с первым замером на 1.66Ач. А общая должна получиться около 32.65Ач. Т.к. Есть положительные изменения, можно продолжать заряд по вышеописанному алгоритму до того момента, когда замеры аккумулятора не станут изменяться в лучшую сторону или плотность не станет равномерной 1.3 по всем банкам.

Выводы:

1) Простые автоматические Зарядные устройства могут всего лишь подзарядить ваш аккумулятор. Полный заряд даже для простых сурьмянистых для них невыполнимая задача, что уж говорить о гибридных и Ca\Ca. Вот пример на другом устройстве и аналогичном аккумуляторе.

2) Лучше один раз потратиться на хорошее, дорогое зарядное устройство, которое позволит заряжать любые аккумуляторы и практически из любого их состояния.

3) Учиться и читать литературу надо. Ибо, каждый вновь пришедший аккумулятор порой нуждается в индивидуальном подходе.

А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.

Официальный чат. И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал. Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. ;)