Ранее я говорил, что полностью автоматические зарядные устройства надо продать-выкинуть. Т.к. они не могут зарядить современные аккумуляторы. На днях получилось продемонстрировать это не только на уровне убеждения, а фактически с фотографиями и разными измерениями. В качестве зарядного устройства используется Lancol CAT-100. В роли подопытного аккумулятор который можно купить в любом крупном гипермаркете за 2500-3500 т.р.
Аккумулятор Катод Extra Start производства 10 месяц 2018 года. Судя по букве N (normal - нормальный расход воды) в маркировке это самый простой сурьмянистый аккумулятор.
Нашел сайт производителя вот что там про них написано:
"C 2014 года популярные аккумуляторные батареи КАТОД EXTRA START производятся на заводе "АКОМ" в Жигулевске, а также на аккумуляторном заводе "Стеко" в Калининграде.
Аккумуляторы КАТОД EXTRA START конструктивно отличаются повышенной устойчивостью к вибрациям и тепловым нагрузкам и являются малообслуживаемыми батареями, т.е. батареями с малой потерей воды - класса L по ГОСТ.
Аккумуляторные батареи КАТОД EXTRA START имеют пластины с решетками электродов, изготовленных по наиболее распространенной просечной-растяжной технологии с использованием Ca/Ca сплава."
Позвольте, но L - это же гибридные АКБ? Далее они сами об этом пишут у себя на сайте.
" Например, по стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55N несет следующую информацию:
6 - число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее номинальное напряжение (12 В);
СТ - назначение батареи по функциональному признаку (стартерная);
55 - номинальная емкость в ампер-часах;
N - конструкторско-технологическое исполнение: (N - с нормальным расходом воды; L - с малым расходом воды; VL - с очень малым расходом воды; VRLA - с регулирующим клапаном). "
К примеру похожая на нашу батарейка но VL. А описание снизу идентичное предыдущему. Все остальное можете сами почитать на их сайте.
Был он севшим - до состояния "не завел", после чего хранился в этом состоянии в теплом помещении около 2ух месяцев. Поскольку напряжение низкое, то применять нагрузочную вилку нет технической возможности. Как мы понимаем это стандартная ситуация для автовладельца, у которого есть второй подменный аккумулятор. Подменку поставить-поставил, а этот зарядить забыл.
Для начала снимаем все возможные данные по состоянию аккумулятора.
Изначальные данные акб:
Фото сосотояни пластин побаночно
Плотность побаночно замеренная рефрактометром
В зарядном устройстве выбираем полностью автоматический режим и ждем, когда зарядится. Периодически поглядывая на то в какой стадии заряда находиться наш аккумулятор. На пятые рабочие сутки программа сообщила что аккумулятор заряжен на 100%.
Изменение данных аккумулятора по дням замеры через анализатор АКБ CAT-100
Изменение внутреннего сопротивления согласно Imax B6 mini
График роста напряжения. Полный и по дням.
Как видно из графика зарядное работает в классическом режиме CC/CV.
Даем отстояться хотя бы пару часов смотрим на состояние перемычек,пластин и замеряем плотность побаночно.
Как видим и по плотности и по налету на пластина аккумулятор не полностью заряжен. Температура окружающей среды 20-22 градусов.
Даем отстояться чуть более двух суток и повторяем замеры.
Проверяем просадку напряжения под нагрузочной вилкой НВ-01. (125А фактические) и отскока напряжения на первой и второй минуте после снятия нагрузки.
Состояние пластин
Замер плотности Рефрактометром.
Замер плотности ареометром
Как видно, плотность подросла, но до 1.28 не дотягивает по всем банкам. И ареометр показывает значения выше, чем рефрактометр. Но после сравнения их между собой верю я второму. Ок, принимаем к сведенью и ставим на разряд до 10.5В током 3А (больше не дает Кулон 912). Смотрим слитую ёмкость. Считается что до 12В сливается в среднем 50-60% от полной ёмкости. По этому проверим в нескольких контрольных точках
- 12В - 21,2 Ач
- 11.6В - 29,6 Ач
- 10.5В - 30,3 Ач
В нашем случае получаем что до 12В слито почти 70% от фактической ёмкости. Учтём это в дальнейшем, когда будем разряжать второй раз уже только до 12В, после заряда Кулоном.
Теперь ставим наш аккумулятор на заряд в несколько ступеней-этапов. В качестве зарядного устройства используем Кулон-912.
Поскольку завод изготовитель не поделился информацией до каких пороговых значений напряжения заряжать их продукцию, а описание товара противоречат расшифровке на наклейке которую они же предоставляют, то будем считать что данный акб простой Sb\Pb аккумулятор. Ну или Ca\Pb с очень грязными решетками. Значит и заряжать будем как простой АКБ, с порогами значений для Сурьмы.
Теперь как заряжаем Кулоном 912 в ручном режиме:
Первый до 13.8В током 10% от паспортной ёмкости а именно 6.2А. Второй этап до напряжения 14.8В током 0.05С, т.е. 3.1А после снижения силы тока до 0.3А переходим к дозаряду (третий этап) силой тока 0.8А без ограничения напряжения. После стабилизации тока и напряжения ожидаем два часа и считаем заряд оконченным. Залито 34.12Ач.
Даем отстояться более 8ми часов и снимаем показания для сравнения.
А вот что произошло с плотностью побаночно.
К вопросу о "кипении" электролита. Два снимка с разными пороговыми напряжениями, без подписи слабо найти отличия при одинаковом токе в 0.5-0.8А?
Как видно из фото, бурного "кипения" нет, как и нет активной потери воды. И это Сурьмянистый акб, для гибридов и кальциевых картинка еще менее различима.
Разряжаем до 12В, и получаем 22.86Ач.
Т.е ёмкость выросла по сравнению с первым замером на 1.66Ач. А общая должна получиться около 32.65Ач. Т.к. Есть положительные изменения, можно продолжать заряд по вышеописанному алгоритму до того момента, когда замеры аккумулятора не станут изменяться в лучшую сторону или плотность не станет равномерной 1.3 по всем банкам.
Выводы:
1) Простые автоматические Зарядные устройства могут всего лишь подзарядить ваш аккумулятор. Полный заряд даже для простых сурьмянистых для них невыполнимая задача, что уж говорить о гибридных и Ca\Ca. Вот пример на другом устройстве и аналогичном аккумуляторе.
2) Лучше один раз потратиться на хорошее, дорогое зарядное устройство, которое позволит заряжать любые аккумуляторы и практически из любого их состояния.
3) Учиться и читать литературу надо. Ибо, каждый вновь пришедший аккумулятор порой нуждается в индивидуальном подходе.
А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.
Официальный чат. И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал. Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. ;)