Найти тему
Репортажи из СССР

Магазин Fix Price в советском варианте

Почему-то очень широко распространено мнение, что магазины Fix Price - это изобретение нашего времени. Если не принимать во внимание опыт заграничной торговли, где подобная система продаж практикуется уже очень долгое время, то при некотором напряжении памяти можно вспомнить, что в наших реалиях подобный вид торговли встречался еще в начале 90-х.

Фото: pastvu.com
Фото: pastvu.com

Правда, тогда это выглядело менее цивилизованно: хаотично возникшие рынки, торговые ряды вдоль станций метро, где обязательно встречались столики или просто фанерные ящики с развалом разной мелочевки и табличкой "все по 10 рублей", припоминаете?

Но даже в этом случае подобный "аналог" Fix Price нельзя назвать продуктом своего времени, т.к. магазины с продажей товаров по фиксированным ценам существовали еще в советское время. Правда, тогда они носили более формальное название: магазины/предприятия стандартных цен.

Фото: https://www.stena.ee
Фото: https://www.stena.ee

Работали эти магазины по единому принципу: продажа всех товаров из имеющегося ассортимента осуществлялась по округленному ценнику, а само округление регламентировалось инструкцией Министерства торговли СССР. Все эти аналоги нынешнего Фикс Прайса работали с товарами, цены на которые варьировались от 1 до 500 рублей.

Все то, что относилось к продукции стоимостью до 5 руб., округлялось в сторону целого числа: например, 90 коп. - до 1 руб., 3 руб. 60 коп. - до 4 руб. и т.д. А вот с товарами ценой от 5 до 500 руб. церемонились чуть больше: там отбрасывались в меньшую сторону копейки, если сумма имела цифру до 49 коп., и в большую - если она имела цифру от 50 коп.

-3

Иначе говоря, товар ценой в 5 руб. 45 коп. в "стандартных ценах" превращался в 5-рублевый, а вот то, что стоило, допустим, 10 руб. 50 коп., стоило уже 11 руб. - так работала система округления в советских вариантах Fix Price. Округление производилось, конечно же, заблаговременно, на складах, до поступления товара на прилавки. Кстати, надо заметить, что форма торговли в таких магазинах всегда была с открытой выкладкой товара, как в большинстве современных торговых точек.

С одной стороны, стандартизация цен была довольно удобной - простота расчетов, упрощенная ориентация в ценниках был, конечно же, удобными. Но, с другой стороны, не могла советская торговля существовать без некоторых накладок. Наверняка, все хорошо помнят эту навязанную нам систему "нагрузок", когда ты хочешь купить апельсины, но вместе с ними вынужден покупать какой-нибудь неликвид, который в здравом уме никто добровольно не купит.

Так вот, эта система "нагрузок" была порождена как раз магазинами стандартных цен. Округленные цены и использование денежных купюр без возможности добавления мелочи ограничивали ассортимент подобных магазинов. Потому что многие товары, стоимостью, допустим, ровно 4 руб. не подлежали округлению, и по этой причине не могли быть включены в ассортимент (напомню, что ценник на каждую единицу товара округлялся от существующей цены и это фиксировалось специальным актом.

Фото: https://www.stena.ee
Фото: https://www.stena.ee

Иначе говоря, существовала такая разновидность товаров, стоимость которых никоим образом не вписывалась в регламент и не была предусмотрена специальными таблицами округления. Но чтобы ассортимент не выглядел слишком скудным, продавцы использовали комплектование товаров, пока набор не достигал нужной стандартной цены - в итоге это действие порождало принудительный ассортимент, т.е. ту самую "нагрузку".

Торговля в подобных магазинах подразумевала наличие 2-4 бригад продавцов, для которых устанавливался один кассовый аппарат. Рабочие места обычно формировались в соответствии с ценниками: отдел товаров стоимостью от 1 руб. до 10; от 10 до 25 руб. и т.д. Перевод из одного отдела в другой продавцы в шутку рассматривали как понижение или повышение по карьерной лестнице :)

ФотО: pinterest.com
ФотО: pinterest.com

Но, нужно сказать, просуществовали эти магазины недолго - примерно с конца 50-х и где-то до середины 60-х гг. То ли идея стандартизации цен не прижилась, то ли никому не нравилось покупать что-то в "нагрузку" к реально необходимым вещам, то ли еще по каким-то причинам. Но, как мы видим, идея осталась жизнеспособной и воплотилась в жизнь спустя несколько десятилетий.

Фото: twitter.com
Фото: twitter.com

*************************************************************

О советских плавленных сырках

-7