Найти тему
Образовашкин

Немного об инклюзии

Оглавление

Недавно новый министр образования объявил нам, что за последние два года не была закрыта ни одна коррекционная школа. Видимо, позакрывав все "ненужные" до этого, остановились на количестве 1664. Именно столько функционирует отдельных образовательных организаций для детей с ОВЗ на сегодняшний день (данные на февраль 2020 - Прим.). Отметим также, что развитие инклюзивного образования наконец-таки перестало противопоставляться так называемому "коррекционному" образованию. Вообще понятие "коррекционная школа" в действующем законодательстве устарело еще в 2016 году, но многие до сих пор эти школы так и называет по привычке. Что касается количества обучающихся, то по последним данным (декабрь 2019 – Прим.) 355 134 ребенка получают образование в условиях отдельных школ для детей с ОВЗ, 315 991 ребенок обучается с нормально развивающимися сверстниками в условиях инклюзии.

Терминология.

В 2020 году, скорее всего, произойдут еще определенные изменения в терминологии. Так, в одном из рассматриваемых законопроектов, предлагается с 1 сентября текущего года заменить понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" на "обучающийся с особыми образовательными потребностями". Также в законопроекте речь идет о замене термина "умственная отсталость" на "интеллектуальные нарушения". Нововведения будут и в понятийном тезаурусе Международной классификации болезней (МКБ). МКБ-11 вступит в силу в 2022 году, советую почитать.

Что там у нас со стандартами?

На сегодняшний со стандартами ситуация следующая:

Действуют Федеральный государственные образовательные стандарты (ФГОС), соответствующие разным уровням образования. «Началка» реализует ФГОС НОО ОВЗ, в соответствии с ним есть утвержденные примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (ПрАООП). Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями утвержден отдельный ФГОС (см. Приказ №1599), а нему и ПрАООП, в котором описан образовательный процесс детей данной категории на весь период школьного обучения (до 12 класса). Ученики с нарушением интеллекта по окончании школы не получают цензового образования, поэтому по отношению к ним мы не используем термины «начальное образование», «основное общее образование», т.к. там оно не уровневое. ФГОС дошкольного образования включает в себя работу с детьми с ОВЗ, но ПрАООПы для «дошколят» есть почти для всех (пока кроме детей с РАС).

Что со средней школой?

Это один из самых больных вопросов современного образования детей с ОВЗ. Отдельного ФГОСа для 5 классов и выше ждать не стоит. На сегодняшний день, вроде как, уже написаны ПрАООП для учеников основной школы, но пока эти программы проходят апробацию в 21 регионе РФ. Учителя их увидят не скоро: для 5 классов – летом 2020, для 6 классов – летом 2021. Создание специальных условий, к слову, предусмотрено и на экзаменах – увеличение времени, специальное оборудование, наличие ассистента… Всё зависит от нозологии.

К чему готовимся?

Вопросы образования детей с ОВЗ не ограничиваются только школой. К 2024 года, по планам министерства, ожидается включение 70% детей с особыми потребностями в систему дополнительного образования.

К 2025 году более 1000 летних оздоровительных организаций будут готовы принять детей различных нозологических категорий, обеспечив условия по программе «Доступная среда».

Есть вопросы? Пишите в комментариях!