Сила кисти, как и сила слова, способна передать сложную эмоцию – так говорить материал под силу заставить только по-настоящему талантливым авторам.
Российский художник Рината Волигамси – один из них. Лаконичные образы его людей в погонах – не просто напоминание ко Дню защитника отечества, это суть сложного и противоречивого стержня мужской души.
Осмысленность и глубина – то, что характеризует его основные работы. Художественная школа нулевых годов придала его творчеству легкий трагизм, но никакого пафоса, даже намека, у него нет и быть не может. Слишком чистыми кажутся эмоции, слишком истинными – мотивы.
Колористика у него не разнообразная – монохром, сепия, эффект коллажа, но за каждым образом стоит оформленная мысль, осмысленная философия в художественном прочтении.
Кстати, псевдоним автора скрывает его настоящую фамилию, стоит лишь прочесть его в обратном порядке. А согласно Википедии, Волигамси вошел в рейтинг самых выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет.
Кстати об исключительности: живопись Волигамси действительно выделяется из общей массы творцов, хоть в ней и угадываются характерные черты искусства рубежа веков – склонность к андеграунду и милитаризм. Но у Волигамси все индивидуальней.
Одна из лучших работ, конечно, «Сумерки. Большая Медведица». Перекуривающие солдаты, сжимающие штыковое оружие. Они так пристально смотрят в «кадр», будто позируют для военной фотографии, но взгляды их безразличны, они пусты и утомлены. А может, отстранены, не дают проникнуть в суть своих мыслей кому-то постороннему. Есть в этом какая-то замкнутость, невидимая стена между зрителем и героями, за которую страшно заходить.
Картина «Свет» - еще одна противоречивая подача. Что есть свет на ней? Цель или средство? Что за безмолвное состояние души объединяет всех этих людей? Лица их полны задумчивой грусти. Взгляды их направлены - все по разным траекториям.
Есть в живописи Волигамси какая-то особенная тишина. Достигается она целым рядом приемов: и гладкими незаметными мазками, которых не заметно на пространстве картины, и однообразной колористикой, и лаконичностью деталей. От них веет напряженностью, но без нервного натяжения. Образы, лица – взрослые и суровые, переживающие личную драму, делящие эту драму друг с другом. Звезды сливаются в блики - с ночного неба прямо на погоны.
Отношения героев внутри сюжетов, утрированно близкие, показаны в этих интимных перекурах или постановочных кадрах. Кажется, для них крайне важно ощущать плечо товарища, единомышленника и соратника в этой сложной войне (реальной или метафорической).