Здравствуйте, уважаемые читатели. Еще летом прошлого года на канале вышел обзор про космические путешествия в фантастике (Космические путешествия в фантастике - ссылка). В той статье речь шла о путешествиях с досветовой скоростью и скоростью близкой к скорости света. Обзор сопровождался примерами из фантастической литературы.
Сегодня, поговорим о космических путешествиях в гиперпространстве, с помощью пространственно-временных тоннелей, варп-технологий и т.п. В общем, обманываем теорию относительности.
Гиперпространство.
Гиперпространство представляет собой отдельное от обычного измерение, в котором можно за более короткий срок добраться из точки А в точку Б. Само собой, для того, чтобы попасть в это самое пространство, требуется специальный двигатель. А еще гиперпространство достаточно сложно для космического судоходства, поэтому полет обычно предваряется скрупулезным расчетом. Иначе, есть огромная возможность проскочить и унестись в далекие и непознаваемые дали, заблудиться.
Разработка фантастами теории движения в ином измерении, где не действуют принципы теории относительности Эйнштейна, совпадает с началом Золотого Века фантастики, то есть 40-50е годы прошлого столетия
Иными словами, фантасты середины прошлого века старались в своих фантастических допущениях хоть как-то соответствовать науке и выдумывали способ обхода неудобных мест научной картины мира с помощью новых технологий будущего.
В качестве примеров приведу самые знаковые и узнаваемые произведения фантастики. Так, в «Звездном десанте» Р.Хайнлайна (1959) космические корабли перемещались в так называемом пространстве Черенкова (фантаст вывел его на основании реально существующего физического эффекта Черенкова – Вавилова). Еще один классик фантастики Айзек Азимов, ввел термин подпространство для иного измерения, в котором осуществляются космические путешествия. Ну и наши пенаты. В «Часе Быка» Иван Ефремов употреблял для такого измерения термин «подпространство».
Не все читают книги, тем более их огромное количество. В связи с этим приведу пример, который будет знаком практически каждому. В культовых Звездных Войнах космическое передвижение на далекие дистанции идет как раз в гиперпространстве. Включил гиперпривод и вперед.
К слову, в фантастике (литературе, кино, компьютерных играх) пересечение огромных пространств космоса в гиперпространстве обычный (стандартный) прием. Авторы, пишущие в жанрах космооперы, космического боевика, про те или иные планеты, просто не обращают внимания на ограничения теории Эйнштейна. Сверхсветовая скорость в подпространстве в нашем жанре, само собой разумеющаяся вещь.
Пространственно – временные тоннели.
Кротовые норы или червоточины в пространстве предполагались еще самим Альбертом Эйнштейном. В разные времена проблемой занимались такие физики как Уиллер, Торн, Красников и др. Американский ученый Стойкович и китайский Дэ-Чан Дэй не так давно предположили наличие червоточины у конкретной черной дыры, проводя наблюдение за близлежащей звездой (звезда SO2 у черной дыры Стрелец А).
Само собой не остались пространственно-временные тоннели и без внимания авторов нашего жанра. Достаточно вспомнить великолепный цикл (космооперу) Лоис Макмастер Буджолд о Майлзе Форсоксигане, где вся межзвездная политика галактических держав и военная стратегия космических флотов строится вокруг захвата и удержания выходов из пространственно-временных тоннелей. Понятно, что ПВ-тоннели лишь вспомогательное средство для Вселенной Буджолд. Однако, получилось очень и очень занятно. Эдакая «Великая Шахматная доска» Бжезинского (американский политолог польского происхождения, занимавшийся проблемами геополитики) в галактическом масштабе.
Из мира кино можно вспомнить весьма недурной фильм «Интерстеллар» (лично у меня, он оставил двойственное ощущение, вроде и неплохо, но чем-то недотягивает до твердой научной фантастики). В фильме, пространственно-временной тоннель находился возле планеты Сатурн в Солнечной Системе. Именно благодаря ему, человечество получило шанс на выживание и обретение нового дома взамен умирающей Земли.
Варп – двигатели.
«Фишкой» данного фантастического способа перемещения является искривление пространства вокруг космического корабля с помощью технологий. Это позволяет двигаться в таком пузыре со скоростью, многократно превосходящую скорость света в обычном пространстве.
Такие фантастические технологии позволяли передвигаться в пространстве кораблям знаменитой киновселенной «Звездный путь».
За бортом обзора остаются прыжковые технологии, всякие проколы пространства для космических кораблей, порталы в космосе и порталы на планетах (позволяющие путешествовать в другие миры на манер героев из фильма "Кин-дза-дза"). Такие способы уже совсем мало отталкиваются от современной науки, хотя и позволяют развернуться авторам нашего жанра. О них поговорим в следующем обзоре.
Надеюсь, было хоть немного интересно. Читайте фантастику (и смотрите тоже).
Подписывайтесь на мой резервный канал ФКИ (фантастика, космос, истории). Обзоры космической фантастики, космонавтики, астрономии. Любопытные исторические статьи.
Подписывайтесь также на мою группу Вконтакте. Ссылки на обзоры моих каналов и интересные статьи дружественных каналов Дзена. Клипы, музыка, арт, связанные с фантастикой, биографии фантастов, посты о космонавтике и астрономии.