Найти тему
машина

Наследники семейства ГАЗ-51 (грузовики ГАЗ-52-04)

29 марта 1973 года А.М. Тарасов, Министр автомобильной промышленности СССР, подписал Приказ № 70 «О мерах по созданию и вводу мощностей по выпуску грузовых автомобилей на ГАЗе». В этом документе, помимо прочего, ставилась задача с 1 января 1975 года прекратить производство всех грузовиков заслуженного семейства ГАЗ-51А, освоив взамен обновленную модель ГАЗ-52-04.

Грузовик ГАЗ-52-04 должен был исполнить роль временной, переходной модели к более совершенной машине ГАЗ-3302 с увеличенной до 3 тонн грузоподъемностью. Вот только практика показывает, что нет в мире ничего более постоянного, чем временные решения – и на сей раз вышло именно так. Разработкой той самой перспективной «трехтонки» ГАЗ-3302 на Горьковском автозаводе занимались в X и XI пятилетках, но до конвейера она так и не добралась. А вот «временный» ГАЗ-52-04, в свою очередь, выпускался аж 15 лет, успев разойтись по миру тиражом более миллиона экземпляров!

-2

Модель ГАЗ-52-04 создавалась по принципу максимального использования узлов серийных автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-53А. От «пятьдесят третьего» ей достались кабина, мосты, рулевое управление и тормоза. Остальные узлы трансмиссии и ходовой части, а также раму и бортовую платформу взяли от ГАЗ-51А. Что же касается двигателя, то тут у Горьковского автозавода выбора попросту не было. Моторов V-8 из Заволжья едва хватало на программу выпуска семейства ГАЗ-53, а новые моторы V-6 до конвейера еще не добрались (и не доберутся позднее).

Опытный ГАЗ-52-04 в необычной комплектации – с укрытой пологом платформой и дополнительным топливным баком – на государственных испытаниях 1974 года
Опытный ГАЗ-52-04 в необычной комплектации – с укрытой пологом платформой и дополнительным топливным баком – на государственных испытаниях 1974 года

Так что на ГАЗ-52-04 пришлось ставить старую рядную «шестерку» – почти такую же, как на ГАЗ-51А, но немного доработанную в плане долговечности (ресурс до «капиталки» подрос с 80 до 100–120 тыс. км). Это было достигнуто за счет модернизации системы смазки (введены полнопоточная фильтрация масла и маслонасос повышенной производительности), искусственного старения блока цилиндров и крышек коренных подшипников коленчатого вала, изготовления поршней из высококремнистого алюминиевого сплава АЛ-30, использования поршневых колец из легированного молибденом чугуна.

-4

Также для модернизированных двигателей стали поставляться сталеалюминиевые вкладыши коленчатого вала вместо прежних сталебаббитовых и клапаны, изготовленные из жаропрочной стали. Одновременно благодаря установке иной головки блока цилиндров и сопутствующему увеличению с 6,2 до 6,7 степени сжатия удалось немного поднять мощность (с 70 до 75 л.с.). Общий ресурс автомобиля ГАЗ-52-04 до первого капитального ремонта благодаря применению узлов от ГАЗ-53А тоже удалось повысить (до 175 тыс. км). С учетом всех мер, для ГАЗ-52-04 стало возможным установить грузоподъемность в 2,5 тонны для всех видов дорог, тогда как «пятьдесят первому» такая нагрузка полагалась только на асфальте.

Сравнивая между собой грузовики моделей ГАЗ-52-04 и ГАЗ-51А, нельзя не заметить, что условия работы водителя стали проще: площадь остекления и внутренний объем кабины увеличились, улучшилась обзорность, выросла эффективность систем отопления и вентиляции, появились стеклоомыватель и правое зеркало заднего вида. Да и внешний вид кабины больше соответствовал веяниям времени. Благодаря применению гидровакуумного усилителя выше стала эффективность тормозной системы, а вот усилия на педали при этом заметно снизились.

Наконец, благодаря увеличению колеи и понижению центра тяжести грузовик ГАЗ-52-04 оказался более устойчивым, чем его предшественник ГАЗ-51А. Наряду с повышением долговечности, надежности, комфортабельности и других эксплуатационных качеств, в проект модели 52-04 было заложено снижение трудоемкости и облегчение техобслуживания. И эта задача также была решена: затраты на ремонт и обслуживание удалось снизить на 10%.

Серийный ГАЗ-52-04
Серийный ГАЗ-52-04

Модификации
Основной модификацией грузовика ГАЗ-52-04 стало шасси под монтаж спецнадстроек весом до 2840 кг. На его базе специализированными предприятиями во всех уголках СССР производились фургоны, ремонтные мастерские, топливозаправщики, дезинфекционные установки и другая самая разнообразная техника. Традиционно в линейку модификаций нового грузовика вошли и два экспортных варианта: ГАЗ-52-74 для стран с умеренным климатом и ГАЗ-52-54 для эксплуатации в тропиках. Каждый из них выпускался в виде бортового грузовика либо шасси, а также был доступен и для заказа в упрощенной комплектации (ГАЗ-52-74 можно было получить без предпускового подогревателя, а ГАЗ-52-54 – без термостата, жалюзи радиатора и отопителя в кабине).

Рекламная фотосессия новинки для В/О "Автоэкспорт"
Рекламная фотосессия новинки для В/О "Автоэкспорт"
Дезинфекционные установки УД-2А-4 на шасси ГАЗ-52-04 делал Пензенский завод дезхимоборудования
Дезинфекционные установки УД-2А-4 на шасси ГАЗ-52-04 делал Пензенский завод дезхимоборудования

Вместо грузовика ГАЗ-51Р с высокобортным тентованным кузовом для перевозок людей на откидных скамейках стала выпускаться аналогичная по назначению модель ГАЗ-52-05. Она была на 190 кг тяжелее, чем базовый ГАЗ-52-04, но сохранила ту же грузоподъемность (2500 кг).

Для работы с полуприцепами весом до 6 тонн вместо седельного тягача ГАЗ-51П с 1978 года стали делать тягачи модели ГАЗ-52-06, оснащавшиеся дополнительным топливным баком на левом лонжероне рамы.

Седельные тягачи ГАЗ-52-06 чаще всего работали в паре с низкорамными полуприцепами-контейнеровозами
Седельные тягачи ГАЗ-52-06 чаще всего работали в паре с низкорамными полуприцепами-контейнеровозами

Не были забыты и газобаллонные модификации: для работы на сжиженном газе создали грузовики моделей ГАЗ-52-07 и ГАЗ-52-09 (последний – грузопассажирский), которые пошли в производство с 1976 и с 1977 года соответственно. Они оснащались мотором ГАЗ-52-07 с повышенной до 7,0 степенью сжатия, благодаря чему мощность удалось сохранить на уровне бензинового ГАЗ-52-04. Газовый баллон вместимостью 136 литров располагался на левом лонжероне рамы. Снаряженная масса газобаллонных грузовиков по сравнению с бензиновыми собратьями увеличилась на 165 кг, а грузоподъемность осталась той же – 2500 кг.

Газобаллонный ГАЗ-52-07
Газобаллонный ГАЗ-52-07
Газобаллонный ГАЗ-52-09
Газобаллонный ГАЗ-52-09

Позже, с 1984 года, начали выпускать версию ГАЗ-52-27, работающую на сжатом природном газе. Ее масса выросла до 2855 кг, а грузоподъемность снизилась до 2400 кг. Такой же двигатель, как и на ГАЗ-52-07, на метане развивал уже только лишь 65 л.с. Газовые баллоны (4 шт.) размещались на раме позади кабины и позволяли иметь запас хода до 250 километров.

Автофургон Главмосавтотранса на шасси ГАЗ-52-27
Автофургон Главмосавтотранса на шасси ГАЗ-52-27

Наконец, для такого традиционного потребителя, как Саранский завод автосамосвалов, в Горьком сохранили выпуск специальных исполнений шасси для монтажа самосвальных надстроек. Шасси ГАЗ-52-02 предназначались для изготовления самосвалов, адресованных народному хозяйству СССР, а под экспортные самосвалы делали шасси с индексами ГАЗ-52-52 (для тропического климата) и ГАЗ-52-72 (для умеренного климата). На основе всех этих шасси выпускались автосамосвалы САЗ-3503 (общего назначения, для народнохозяйственных грузов) и САЗ-3504 (для строительной отрасли, с низкобортной платформой). Причем второй из них выпускался довольно скромными тиражами (в среднем по 500 штук в год) и преимущественно для поставок на экспорт.

Эти машины поставлялись в 26 государств мира, среди которых были Болгария, Югославия, Монголия, Китай, Иран, Ирак, Афганистан, Уганда, Гвинея, Индонезия, Сомали, Гана, Судан, Ливия, Пакистан, Тунис, Конго и т.д. В соответствии с действующей отраслевой нормалью экспортные самосвалы имели собственную маркировку: САЗ-350406 для стран с умеренным климатом и САЗ-350407 для тропиков.