Як-9 стал дальнейшим развитием первого и седьмого Яка, ввиду того, что удалось использовать дюралюминий, а также установить мощный мотор М-105ПФ.
В первых сериях приходилось использовать дерево и полотно. Пока не наладились поставки алюминия по ленд-лизу.
Конструкция ферменая из сваренных труб.
Вооружен самолёт был одной пушкой 20-мм и одним крупнокалиберным пулеметом УБС.
Позже появилась модификация Як-9Т с 37-мм пушкой. На нем мог летать опытный летчик, к тому же метко стреляющий.
Ещё одной модификацией был самолёт сопровождения бомбардировщиков Як-9ДД.
В общем, самолёт был многофункциональный, его приспосабливали как под истребитель, так и под разведчик, лёгкий бомбардировщик
С октября 1942 г. начался его выпуск и по конец 1948 г. выпустили более 16 тыс. машин.
Производство шло не без сложностей, в 1943 г. были случаи отставания деревянной обшивки от крыла.
Со временем фанеру и полотно в конструкции самолёта поменяли на дюраль, характеристики самолёта возросли.
Но превосходил Як-7 "мессер" только на малых и средних высотах, на больших уже уступал. Но все же удалось достичь выдающихся характеристик, в вертикальном и горизонтальном маневре "девятый" легко заходил в хвост Ме-109F.
С задачей обезопасить свои войска или штурмовики с бомбардировщиками, он справлялся хорошо.
Самолёт по праву может именоваться оружием Победы.