Найти в Дзене

Про Характерный панцирь

Часто ли мы ведем себя естественно, не наиграно? А как часто мы хотим быть собой? К сожалению, со временем мы утрачиваем данную возможность, мы все чаще играем, строим из себя кого-то, демонстрируем другого человека. Это уже не мы, не так ли? Это кто-то другой. Пожалуй, естественны только дети. В своей непосредственности, игре, общении. Они живут и действуют так, как видят, думают и чувствуют. Им хорошо. Они свободны. Нам же, взрослым, часто приходится подстраиваться под рамки, действовать "как положено", оборачиваться назад и оглядываться по сторонам.

Но задумывались ли мы почему так происходит? Может быть, все дело в воспитании? Общении друг с другом? Во взаимодействии с этим миром людей и вещей? Да, пожалуй, так оно и есть.

Вот первая ситуация. Мама ведет маленького ребенка к врачу, он плачет, кричит, вырывается, просит пойти завтра. На что мама бодрым голосом отвечает: Не кричи, там нет ничего страшного, доктор только посмотрит. Думаете, ребенку от этого менее страшно? Ни разу, ему все также страшно, он все также боится врача. Но только теперь он еще и понимает, что нельзя показывать своим эмоции. Испытывать, вроде, можно (бояться ребенку никто не запрещает), но показывать их уже нельзя (кричать-то нельзя, а то мама ругается, да и вон та тетя странно смотрит).

У всех нас в детстве был друг. Такой, что водой не разлить, что и в горе, и в радости вместе, все игры вместе. И вот, вы лежите на траве, рассматриваете облака на небе. В какой-то момент ты, полный детской наивности говоришь своему другу: Смотри, это же самолет! Ты что глупый? Это же собака! - моментально отвечает тебе друг. Здесь приходит понимание, что не стоит говорить то, что думаешь, тебя за это могут осудить, тебя могут не принять. И не принять может не кто-то там, а самый близкий, как тебе кажется человек.

Кто из нас не влюблялся будучи подростком? Если уж не влюблялся, то симпатию точно испытывал. И вот, переполняемый чувствами, сгорая от стыда, тихо и испуганно шепча, ты признаешься объекту своей любви, что он тебе симпатичен. Ты с замиранием сердца ждешь, что тебе ответят взаимностью. По факту же объект большого и светлого чувства смотрит на тебя с недоумением, смеется и крутит пальцем у виска. Хорошо, если на следующей перемене над тобой не будет посмеиваться весь класс. Но ведь и так может случиться. И тут ты понимаешь, что даже такое большое и светлое чувство, как любовь, нельзя высказывать, нельзя выставлять напоказ - засмеют.

Со временем, привыкая к подобного рода ответам и реакциям окружающих, мы словно надеваем доспехи. Чтобы нас не могли ранить, чтобы не было так больно. Конечно, если ударят по доспехам, то это тоже может быть больно, может даже синяк остаться. Но синяк заживет через неделю, металл можно выправить. А душу выправишь? А рану в душе зашьешь? Не выправишь. Не Зашьешь.

Окружающим мы тоже начинаем демонстрировать эти самые доспехи. Блестящие, красивые, но не настоящие. Это уже не мы, не наши чувства, не наши мысли, не наша боль. Мы привыкаем жить в доспехах, мы знаем, что окружающие нас люди тоже носят доспехи. Это нормально, это правильно и привычно.

Сможем ли мы когда-то открыться, показать себя незащищенными? Это слишком сложный вопрос на который пока, увы, нет ответа. Когда-нибудь, для одного единственного человека, вероятно, сможем. Только бы он не предал, не обесценил, ведь тогда мы закроемся окончательно. И уже ничто и никогда не заставит нас покинуть такие красивые и такие ненастоящие доспехи.