Найти тему
машина

Ручная работа: переделанные тягачи КАЗ-608В

Нынешний пост из рубрики «Ручная работа» посвящен тому, как в разных уголках нашей Родины пилили, варили, резали… в общем, «колхозили» по своему усмотрению тягачи и самосвалы Кутаисского автозавода. Да, те самые «Колхиды», про которые водители с охотой «травили» анекдоты и сочиняли обидные частушки.

Первое фото служит доказательством того факта, что «Колхиды» весьма серьезно «допиливали» еще во времена СССР:

1) Снимок Люциуса Суславичюса сделан где-то на просторах Литовской ССР; ориентировочный временной интервал – рубеж 1960-х и 1970-х годов
1) Снимок Люциуса Суславичюса сделан где-то на просторах Литовской ССР; ориентировочный временной интервал – рубеж 1960-х и 1970-х годов

«Да какая это Колхида?! – может справедливо возмутиться читатель. – Это же обычный МАЗ!» А вот и нет! Посмотрите внимательно на размеры колесной базы и узенькие зиловские мосты: в основе этого по сути самодельного тягача определенно лежит именно шасси от «Колхиды»! Причем, судя по колесным дискам от ЗИЛ-164, это была еще «Колхида» первого поколения (модели 606 или 606А) с чахлой карбюраторной «шестеркой». О мотивах такого тюнинга сегодня остается только гадать: что же такого могло сломаться в почти новом МАЗе, что его не стали ремонтировать, а пустили в разбор, сделав «донором» для древнего ломучего тягача КАЗ?! Впрочем, давайте перейдем к более свежим моделям. Следующий блок фото – про доработки тягачей КАЗ-608В.

2) «Колхида» из города Нелидово Тверской области с неродным мостом (фото Ильи Скачкова)
2) «Колхида» из города Нелидово Тверской области с неродным мостом (фото Ильи Скачкова)

На втором фото – почти стандартный тягач КАЗ-608В, которому родной зиловский ведущий мост заменили мостом Raba с планетарными ступичными редукторами, снятым со списанного автобуса (венгерские мосты устанавливали на ЛАЗы, ЛиАЗы и «Икарусы»). «Венгр» имел ряд преимуществ – по надежности, полезной нагрузке и эффективности торможения (благодаря большей ширине колодок). Да еще и с передаточными числами можно было поэкспериментировать, выбрав «тяговый» мост от городских автобусов или «скоростной» от междугородных автобусов.

3) КАЗ-608В2 1988 года выпуска, фото Макса Чернявского
3) КАЗ-608В2 1988 года выпуска, фото Макса Чернявского

У тягача с третьего фото на передней оси стоят камазовские ступичные узлы с бездисковыми колесами, а сзади – снова ведущий мост с «планетаркой». А заодно ему и кабину «принарядили»: приподняли крышу, прикрутили бампер от чешского тягача LIAZ 100-й серии и чужую облицовку.

4) А это уже не КАЗ, а МАЗ с кабиной от «Колхиды» (фото Александра Говорухи)
4) А это уже не КАЗ, а МАЗ с кабиной от «Колхиды» (фото Александра Говорухи)

Если начинался этот пост с фото, на котором КАЗу примастырили кабину от МАЗа, то теперь – диаметрально противоположная метаморфоза: этот тягач на фото № 4 из города Хмельницкий больше всего похож на МАЗ-5429 с кабиной от КАЗ-608В. С поправкой на размеры мазовских колес и дизеля ЯМЗ кабину пришлось значительно приподнять над рамой – это хорошо заметно по дополнительным «заплаткам», приваренным в нижней части передней панели.

А теперь – несколько вариантов «Колхид», оснащенных чужими надстройками. Лет 10-15 назад, когда грузовики КАЗ еще не успели исчезнуть с дорог, наиболее часто встречающейся конверсией была замена седельно-сцепного устройства на платформу от короткобазных тягачей ЗИЛ-ММЗ: для этого «Колхиде» даже не требовалось удлинять раму. Во времена Союза подобное переоборудование даже было поставлено на поток. На следующем фото – пример именно такой машины с самосвальной установкой от ЗИЛ-ММЗ-4502. Интересно, что под платформой хватило места для установки четырех газовых баллонов для заправки метаном.

5) КАЗ-608В с самосвальной установкой от ЗИЛ-ММЗ-4502 (фото Макса Чернявского)
5) КАЗ-608В с самосвальной установкой от ЗИЛ-ММЗ-4502 (фото Макса Чернявского)

А для установки бортовой платформы раму уже нужно удлинять. Ниже – два примера «Колхид», которым увеличили только задний свес:

6) Бортовой грузовик на базе КАЗ-608В (фото Дмитрия Гладкого)
6) Бортовой грузовик на базе КАЗ-608В (фото Дмитрия Гладкого)
7) Бортовой грузовик на базе КАЗ-608В (фото Дениса Дементьева, 2009 г.)
7) Бортовой грузовик на базе КАЗ-608В (фото Дениса Дементьева, 2009 г.)

А вот следующей «Колхиде» с чувашской пропиской увеличили и задний свес рамы, и размеры колесной базы. После этого на раму уже поместилась платформа от длиннобазного грузовика ЗИЛ-130Г:

8) КАЗ-608В с удлиненной базой и платформой от ЗИЛ-130Г (фото Артема Коновалова)
8) КАЗ-608В с удлиненной базой и платформой от ЗИЛ-130Г (фото Артема Коновалова)

Частенько встречались и «Колхиды», переделанные в фургоны. Рамы при этом также всегда подлежали удлинению. Вот этому экземпляру из Чернигова немного нарастили и задний свес, и колесную базу, установив фургон в габарите ЗИЛ-130:

9) "Колхида"-фургон из Чернигова (фото Александра Говорухи, 2008 г.)
9) "Колхида"-фургон из Чернигова (фото Александра Говорухи, 2008 г.)

А этому КАЗ-608В из Ессентуков базу удлинили намного сильнее (скорее всего до 3800 мм – как у ЗИЛ-130), а потому и кузов-фургон приделали более крупный, от длиннобазного ЗИЛ-130Г:

10) Длиннобазная "Колхида"-фургон (фото Андрея Михайлова)
10) Длиннобазная "Колхида"-фургон (фото Андрея Михайлова)

А вот это – настоящая Kolhida King Size: высота кузова тут, видимо, доведена аккурат до предельно допустимых 4 метров, колесная база – никак не менее 3800 мм. Высота кабины увеличена, на крыше установлен спойлер:

11) "Колхида" King Size! (фото Макса Чернявского)
11) "Колхида" King Size! (фото Макса Чернявского)

На этот экземпляр приделали кузов-фургон модели КМ131, снятый с армейского грузовика ЗИЛ-131. Колесная база, как водится, увеличена:

12) Удлиненный КАЗ-608В с кузовом КМ131 (фото Александра Говорухи, 2009 год)
12) Удлиненный КАЗ-608В с кузовом КМ131 (фото Александра Говорухи, 2009 год)

Ну а гран-при в номинации «Самый затюненный КАЗ» отправляется в Киров, где некоторое время назад ездила такая трехосная «Колхида»:

13) КАЗ-608В с колесной формулой 6х2 (фото Андрея Кожина)
13) КАЗ-608В с колесной формулой 6х2 (фото Андрея Кожина)

Продолжение следует!
Рекомендуем почитать также статью о
переделках грузовиков КрАЗ