Герасимов был мастером недоговаривать что-либо. Часто говорил намеками, эзоповыми обобщениями. Но его глаза и сократовская улыбка выдавали его беспокойство. О приближающемся Времени. Почему?
У такого образованного, интеллектуально развитого человека не нашлось несколько слов-знаков для понимания надвигающейся поры?
Я ставил, как и все мои сокурсники-будущие режиссеры, курсовую работу в мастерской с. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Пьеса Людмилы Петрушевской "Лестничная клетка" в то время не была мастеру известна. И смотрел он ее с не скрываемым интересом.
В этой пьесе 1974 года двое музыкантов из военного оркестра приходят на свидание к одинокой молодой женщине по объявлению о знакомствах. все действие происходит на лестничной клетке, так как девушка не пускает мужчин в квартиру. Не решается. В разговоре героев без начала и конца, нет определенности, нет будущего. В моей версии постановки это были двое обыкновенных парней, не музыканты. И это был 1984 г. За год до смерти С. Герасимова.
После окончания спектакля в мастерской, С. Герасимов долго сидел молча, потом произнес:
"Думал, что это время не настигнет меня так быстро. Настигло."
Недоумению не было предела. О каком таком времени говорил Герасимов? Ведь с его слов, мы жили в замечательной стране СССР. Он, даже на съезде кинематографистов говорил пафосные глупости о том, что в СССР построен социализм и люди в стране счастливы, радовался Горбачевским реформам и даже несколько раз по этому поводу приходил в мастерскую подвыпившим - так его распирало счастье за страну советов. И тут, вдруг, он говорит о каком-то времени - пугающем его. о том, что оно настигло его.
Интуиция его не подвела? Неужели его публичное признание социализма было данью историческим обстоятельствам, не более? Неужели он понимал, что крах такого социализма не за горами? Или последние его годы жизни вернули ему осознание безумия. творившего в стране и плату, надвигающуюся за это?
И пришло Время, разорвавшее в клочья самодовольство партийной номенклатуры, ее ложь и лицемерие о счастливой жизни трудового народа СССР.
В 1987 году я поставил эту же пьесу в Екатеринбурге ( Свердловск). Министерство культуры закрыло этот спектакль после нескольких успешных недель показа. Герасимова не было уже в живых, но власть еще сопротивлялась Новому Времени, которого так испугался С. Герасимов.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите комментарии.
Подписывайтесь на мой канал.
Будет интересно!