Найти тему
Максим Иванов

Церковь-бассейн (часть третья) Причтовые дома.

Как и любая другая церковь, Петрикирхе имела свои причтовые дома, где проживали её служащие и располагались различные церковные заведения. Первые такие дома были возведены в 1735 году. Тогда это были простые деревянные постройки, почти ничем не отличавшиеся от других жилых домов раннего Петербурга. В плане они были расположены так же, как и современные – перед зданием церкви – образовывая своего рода пропилеи. В одном из домов сразу после их постройки расположились квартиры церковных служителей – причта. В другом – том, что ближе к Большой Конюшенной улице (Невский проспект, 22) – церковная школа.

Век первых церковных домов был недолгим. В 1736, а затем и в 1737 году в Адмиралтейской части (от Невы до Фонтанки) вспыхнули сильнейшие пожары, уничтожившие несколько кварталов. В связи с этим, в 1740 году «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» потребовала сноса всех деревянных зданий, выходящих на главную улицу Петербурга - Большую невскую першпективу. И в 1747 году по проекту архитектора К. Кемпфа были вместо прежних деревянных возводятся два каменных дома, один из которых по-прежнему отводится школе, а другой – церковному причту. Часть квартир сдаётся внаём.

-2

В таком виде без каких-либо изменений дома простояли почти целое столетие. Лишь в начале 1830-х годов, по случаю возведения Петрикирхе А. Брюллова, они подверглись частичной перестройке по проекту архитектора Г. Р. Цолликофера. Здания первоначально были трёхэтажными. В бельэтаже левого (если стоять лицом к церкви) флигеля в 1832 году разместилась книжная лавка знаменитого петербургского издателя и книготорговца Александра Филипповича Смирдина, а также редакция его журнала "Библиотека для чтения".

Как уже говорилось, большую часть помещений в своих домах немецкий приход сдавал в аренду магазинам, конторам различных фирм и просто жильцам. В общем-то, как и сейчас. Сдача внаём была одной из главных статей дохода немецкой церкви. А для того чтобы сохранять арендную цену и одновременно привлекать новых арендаторов требовалось постоянно поддерживать дом в надлежащем техническом состоянии. Поэтому с 1860-х годов церковные дома начали оснащать современными по тем временам техническими новшествами, одним из которых был водопровод. Мероприятие это, надо заметить, было не из дешёвых. К примеру, в 1864 году за 142 погонных сажени проложенных водопроводных труб Церковный Совет заплатил подрядчику купцу 1-й гильдии А.И. Крону 1 420 рублей. Сумма была немалая, но зато теперь церковные дома вполне отвечали требованиям современного жилищно-коммунального хозяйства.

Водопровод строился всю вторую половину XIX столетия, причём, как это нередко бывает в России, не обошлось без казусов. Так, в начале 1880-х годов при подсоединении труб причтовых домов к городскому водопроводу, первые по нелепой случайности подсоединили к водостоку с грязной водой. В итоге в течение некоторого времени нечистоты поступали в квартиры. Возмущению жильцов не было предела. Однако неполадку устранили в самые кротчайшие сроки.

В бельэтаже причтовых домов в XIX веке размещались богатые «магазины роскошных товаров и другие коммерческие и промышленные заведения», винные погреба, мастерские и т.п. Так, в первой половине XIX века в доме № 22 находились гравировальные мастерские Крепса, Шварца и Шмита; парфюмерный магазин «Духи и помады» Герке, контора надзирателя 1-го квартала 2-й Адмиралтейской части, музыкальный и нотный магазин Ли, переплётная мастерская Эбенауи и ювелирная Лешхорн; булочная Миллера, винный погреб Фюрстенау, приёмные врачей Гауровица, Иверсона и Лавровича. В доме № 24 -парикмахерская Гиллен, контора «перчаточного» мастера Меллера, мастерская гробовщика Поллнера, магазин мод Соколова и др.

Среди множества подобного рода заведений особенной популярностью отличалось кафе «Доминик», располагавшееся в бельэтаже дома № 24. Основанное в 1841 году предпринимателем Домиником Риц-а-Порта, кафе просуществовало до самой революции. На рубеже веков хозяином «Доминика» был шведский по национальности предприниматель Ханс Петер Хансен. В этом заведении можно было быстро и сравнительно недорого поесть, не спеша полистать свежую газету за чашкой великолепного кофе, сыграть партию в шахматы, домино или карты. Здесь был большой общий зал, «семейные залы» и маленькие комнаты. «Доминик» в какой-то мере был предшественником сегодняшних многочисленных петербургских кафе.

В кафе Доминик
В кафе Доминик

После революции в помещении заведения Риц-а-Порта располагались различные магазины, а в послевоенное время - кафе, пользовавшееся не меньшей, чем когда-то «Доминик», популярностью. Его интерьер был обит зелёным материалом, за что кафе неформально окрестили «Лягушатником». Здесь и сейчас кафе. Сегодня бывшие причтовые дома Петрикирхе ничем не отличаются от прежних. Здесь по-прежнему кафе, мастерские, офисы самых разных фирм, кафе и магазины. Преемственность времени. История продолжается.