Я всегда выделяла для себя публичные выступления конкретно в бизнесе от всех других публичных выступлений.
Бизнес - это не театр, и я еще ни разу не видела, чтобы сделки заключались потому что человек мастерски владеет голосом, паузами, или правильно стоит в "позе силы".
Как правильно стоять и двигать руками - это больше про актерские навыки. Тем не менее, есть масса курсов по публичным выступлениям, построенных на фокусах "как правильно делать паузы" и успешно продающих идею, выдернутую из контекста одного исследования одного автора.
Автора звали Dr Mehrabian, который написал "Silent Messages" в 1971. Идея, которая выдернута из книги: "Больше 90% того, что мы говорим, передается жестами, не словами." Вернее, 55% веса имеют жесты, мимика, положение тела, 38% веса имеет тон голоса, и только 7% веса имеют слова.
Как следствие, все побежали учить людей развивать голос и правильно стоять.
Сам автор неоднократно высказывался, что его идею неверно интерпретировали, но после того, как вышел фильм с Уиллом Смитом "Правила Съема: Метод Хитча", где с большого экрана герой Уилла говорит то же самое: "Важны не слова, а то, как ведет тебя твое тело. Просто делай жесты увереннее", - Уиллу поверили все, а автора забыли.
Изначально идея автора о важности body language звучала так:
“These figures are only relevant when there is a contradiction - when your words are contradicted by your non-verbals.”
Т.е. жесты имеют значение только тогда, когда есть несоответствие между тем, что человек говорит и тем, как он себя ведет. Более того, автор не сделал эти выводы, изучая публичные выступления. Он изучал искусство выражения чувств и эмоционального отношения к чему-либо через коммуникацию.
Тем не менее, его неверно истолкованные идеи взяли в основу все школы по публичным выступлениям.
“Please note that this and other equations regarding relative importance of verbal and nonverbal messages were derived from experiments dealing with communications of feelings and attitudes (i.e., like–dislike). Unless a communicator is talking about their feelings or attitudes, these equations are not applicable.”
Человек написал в своей книге, что противоречия между тем, что мы говорим и как себя ведет наше тело в это время, приводят к слабой коммуникации, т.е. люди не верят тому, кто говорит. Тысячи экспертов взяли эти данные и стали учить людей, что им надо стать другими - изменить стиль, изменить голос, больше двигать руками, меньше ходить, не держать руки в карманах и тренировать голос, чтобы как у радио ведущего. И именно это несоответствие того, как неуверенно и часто нелепо себя человек ощущает в "позе силы" и того, что он говорит, как раз дает тот эффект, о котором автор предупреждал еще в 1971. Люди посылают своей аудитории противоречащие сигналы.
Мне непонятно, почему каждое движение человека наделяестя универсальным значением? Если руки скрещены, значит человек неуверен. Если говорит тихо, значит человек боится. Все мы разные, и интерпретация каждого движения зависит только от контекста конкретной ситуации, в которой находится конкретный человек.
Мода на универсальных одинаковых спикеров никогда не сделает бизнесу хорошо. Потому что забирает у людей "норму" чувствовать и понимать ситуацию, людей, себя.
Актерское мастерство это все-таки другое. Презентации перед коллегами, телефонные конференции, питчи, внутренние совещания на 15 стран коллег, тренинги для сотрудников не требуют актерских навыков.
Умение выразить суть и навык понимать людей, т.е. способность сориентироваться на месте и сказать так и то, что человек сможет услышать - это совсем другие навыки, которые не поддаются универсальной дрессировке.
А еще добавьте ко всему тот факт, что большинство презентаций в иностранных компаниях должны быть на английском, и мы получим смесь из неуверенности, страха быть непонятым коллегами иностранцами и давления презентовать на том же уровне, что пропагандируют все курсы публичных выступлений на родном языке.
И вот это я меняю. Театр, который неуместен в бизнесе международного уровня.