В середине восьмидесятых годов прошлого века артисты знаменитого Театра на Таганке довели режиссёра Анатолия Эфроса до гибели. Но свою вину признал только один актёр из труппы-убийцы. Это был Леонид Филатов.
В восьмидесятые годы прошлого века Театр на Таганке является особым местом. Актёры причисляют себя к разряду элиты, ведь попасть в их театр почти невозможно. Таганка - это "остров свободы в несвободной стране". Купив билет по блату, либо отстояв ночь в очереди, зрители, затаив дыхание, смотрят на сцену, где играют их любимые артисты.
Но в 1984 году в Театре на Таганке случился грандиозный скандал! На место главного режиссёра, «вечного диссидента» Юрия Любимова, лишённого советского гражданства, партийные функционеры назначили Анатолия Эфроса, бывшего режиссёра театра на Малой Бронной.
Анатолий Эфрос приходит в театр на Таганке, чтобы работать, но любимцы московской публики с первых минут объявляют ему бойкот. Не могут простить, что на место их кумира, за возвращение которого они борются, приходит руководитель, назначенный горкомом партии. Теми же людьми, которые лишили Юрия Любимова театра и Родины! По мнению актёров Таганки, согласие Эфроса принять театр является штрейкбрехерством. Труппа театра начинает люто травить нового главного режиссёра.
Из дневника Леонида Филатова: «Его внесли бы в театр на руках. Если б только он пришёл по-другому. Не с начальством. Это все понимали. Но при этом все ощетинились».
Леонид Филатов – звезда кино, секс-символ Советского Союза, известен ещё и благодаря своим литературным трудам. За звонкой метафорой в карман не лезет. Может расплющить врага одним едким словом. Что и делает - по отношению к Эфросу. Тот же пытается наладить отношения с Филатовым, упорно приглашает его на роль Васьки Пепла в пьесе “На дне” – премьерной в новом сезоне. Филатов всё свободное время слоняется по театру, но на роль не соглашается.
Тем временем, ненависть к Эфросу в театре переходила уже все мыслимые границы. Актёры атаковали режиссёра по всем фронтам: во время репетиций ему резали дубленку, прокалывали шины в его автомобиле, подпирали дверь ему в квартире - специально, чтобы он не мог оттуда выйти и попасть в театр. Писали анонимные письма партийному руководству.
Не выдержав постоянных издевательств, Анатолий Эфрос попадает в больницу. Инфаркт. Премьера пьесы Максима Горького “На дне” проходит без него. А Леонид Филатов вместе с Вениамином Смеховым и Виталием Шапошниковым демонстративно покидают Таганку – переходят в театр “Современник”. Эфрос поражён, прибит, обижен. Свои эмоции он изливает в «Литературной газете»:
«Думаю, что они испугались кропотливой, повседневной работы. Хотя, конечно, слова они говорят совсем другие. Одно дело болтать о театре, другое — ежедневно репетировать. К сожалению, не всякий на это способен…».
Но на этом баталия Филатова и Эфроса не заканчивается…
В апреле 1985 года московская богема собирается на Чистых прудах, чтобы отметить День рождения театра «Современник». Вечер заканчивается чудовищным скандалом. Филатов, Смехов и Шапошников, выйдя на сцену с поздравлениями, неожиданно читают оскорбительные куплеты в адрес Анатолия Эфроса. Зал вместо смеха потрясённо молчит. Некоторые гости демонстративно уходят.
Анатолий Эфрос ранен этими стихами, но, когда впоследствии Филатов появляется на Таганке, на премьере спектакля «Мизантроп», он первым подходит к актёру и говорит ему вот такие слова: «Лёня, приходите, Таганка – это ваш дом, я ничего против не имею, вы нужны здесь». Артист застывает на месте, сражённый благородством режиссёра Эфроса. Он мучительно пытается понять, как так произошло, что он, Леонид Филатов, всегда стоявший за справедливость, участвует в постыдном и бесчеловечном преследовании. Но наладить отношения они так и не успеют…
В январе 1986 года, не выдержав травли, режиссёр Анатолий Эфрос умер от сердечного приступа в возрасте 61-го года. На похоронах, когда гроб был выставлен у Таганки, ни один актёр легендарного театра на панихиду не пришёл. Возможно, потому что они чувствовали свою вину и прекрасно понимали, из-за чего умер Анатолий Эфрос. Из всех актёров Театра на Таганке только Леонид Филатов нашёл в себе мужество признаться, что виноват в смерти режиссера.
Из дневника Леонида Филатова: «Я свой гнев расходовал на людей, которые этого не заслуживали. Один из самых ярких примеров — Эфрос. Я был недоброжелателен. Жесток, прямо сказать”…
Когда через несколько лет Леониду Филатову удалят почки, и он будет мучительно бороться со смертью, актёр скажет: это – кара за травлю Эфроса. В конце жизни, наполненной болью и страданиями, Филатов будет пытаться искупить свою вину перед Анатолием Эфросом. Он создаст цикл передач «Чтобы помнили», в которых расскажет зрителю об ушедших кумирах, которые зачастую тратили свои годы и оставшиеся силы на непримиримую войну друг с другом…