1. Юджин Келпш интеллигентно спросил и сам же культурно ответил: "Извините, а что такое "ключи от танка"??? Может, еще и брелок с сигнализацией? А замок на танке центральный? Или речь идет о ключах к замку зажигания? Или все-таки о наборе инструмента для обслуживания танка? ММда…
Не существует в природе "ключей от танков"... Есть ключ от танкового люка. Он подходит ко всем танкам данной модификации, в принципе, это обычный 6-ти гранник (или 4-х, уже не помню).
Запуск танкового двигателя осуществляется в несколько приемов: локтем левой руки включаем "массу", ставим танк на "горный тормоз", сектор ручного "газа" - на максимум. Коробку в "нейтраль".
Средним пальцем левой руки давим кнопку МЗН, указательным - звукового сигнала. При достижении давления масла свыше 4,2 кг/см, одновременно указательным пальцем левой руки давим кнопку электропуска, пальцами правой открываем вентиль баллона сжатого воздуха, который справа и чуть сзади.
При этом левой ногой выжимаем педаль главного фрикциона. Ничего не забыл? Если аккумуляторы заряжены и воздух закачан в баллон, раздается грохот и лязг прокручиваемого двигателя и через пару секунд победный рев танкового дизеля. Ручной газ в среднее положение, прогреваемся.
Это про запуск танка Т-72 в теплое время года. Зимой только с котлом-подогревателем. ЗИП танка хранится в металлическом ящике снаружи корпуса, возле навесных баков, на надгусеничной полке. Нормальные люди приваривают проушины и вешают замок.
В принципе, набор инструмента минимальный, но если что-то прощелкано, будет грустно, когда, например, нужно гусеницу подтянуть, или, не дай бог, "разуешься" и надо гусеницу вернуть на место.
Лейтенантом в далеком 91-м был старшим полигонной команды, готовил полигон под Киевом к последним в Советской Армии сборам руководящего состава Сухопутных Войск. Проводил главком Варенников В.И. Полигон был огромный, площадок - штук 20. И везде нужно было обязательно побывать по нескольку раз в сутки.
В качестве разъездной машины у меня была ИМР-2 на базе танка Т-72. Возле палатки своей ее держал. Вот такте вот возлетанковые дела. На Т-80 и его модификациях тоже пришлось потрудиться...»
2. Валера Миронов по памяти из далёкого детства внёс свои небольшие поправки: "Ключи от танка, имелись ввиду не ключи, как в автомашине - в замок зажигания вставляемые водителем, а особого вида, так сказать - ключ в виде изогнутого прутка металлического, откованного или штампованого, изогнутого под 90 градусов…
На конце меньшей по длине и суженной части - была особой формы оконцовка, наподобие того, как выглядел ключ с двухсторонней бородкой, в старых замках дверных советских, только попроще по виду - просто как большие откованные лепестки.
За более толстую и длинную часть его берешь и вставив этой фигурно - бородчатой частью в замок на ЛЮКЕ Башни или ЛЮКЕ мех-вода, затем поворачиваешь против часовой стрелки.
Конечно, чтобы открыть доступ внутрь через люк. Изнутри эти люки запирались - отпирались ручками, имеющимися на внутренней поверхности крышки люка. Вот так!
А заводится танк, конечно, без каких-либо ключей вообще. Влез мехвод на свое место - включает Отключатель Массы, нажав на его кнопку ладонью руки своей, потом - запуск маслозакачивающего насоса - для поднятия давления масла в системе смазки дизеля.
После того - через несколько секунд - запуск дизеля электростартером или нередко, скорее чаще -пневмо запуск от сжатого воздуха - пневмо-способ - является, насколько я помню, штатным запуском при наличии исправной этой системы и возможности зарядки баллонов ее сжатым воздухом от компрессорной станции.
А электростартер - резерв,на всякий случай. В танковых войсках я лично не служил, там мой драгоценный отец более 20 лет оттарабанил. Все, что я тут описал, я видел своими глазами в годы его службы в различных танковых частях в Союзе и ГСВГ, где он служил с 1966 по 1970 годы офицером кадровым на разных должностях!
Сам я служил с 1980 по 1982 годы - срочную службу в Липецком авиацентре, в Авиационно-технической базе, в пожарной команде водителем. Хорошая служба была - нравилась, поверьте!»
Подписаться на наш блог или просто поставить лайк – дело сугубо добровольное…