За то время, которое Меншиков провел рядом с царем Петром, он скопил немалые богатства. Царь щедро одаривал своего любимца, да и Меншиков был предприимчив. За взятки, тайные делишки и за то, что деньги буквально липли к рукам Александра Даниловича, император и друг Петр I лично любимца бивал. И не раз.
Золотые деньки
Как ни странно, но они наступили для Меншикова уже после кончины Петра Великого. Именно светлейший возвел на трон Екатерину I и в течение двух лет новая императрица пировала и веселилась, а правил Александр Данилович.
Естественно в это время богатства его только умножились. А сам князь настоял на внесении в завещание императрицы пункта, что ей наследует внук Петра I с непременный условием: взять в жены Марию Меншикову.
Дочерей у князя было две: Машенька и Сашенька, даже младшая была старше будущего Петра II, но Александр Данилович на это внимания не обращал и в мечтах видел себя тестем императора и дедом багрянородных внуков.
Третьего своего ребенка, сына Александра (над именами детей особенно не думали, дочь - Саша и сын - Саша), Меншиков планировал женить на сестре Петра II царевне Наталье.
Падение Голиафа
Беда Меншикова состояла в том, что мальчик-император и его сестра временщика ненавидели: Петру II быстро нашептали о том, кто виновен в судьбе его отца, царевича Алексея Петровича. А невесту свою мальчик терпеть не мог.
Вскоре на придворном небосклоне зажглась звезда Долгоруких и новой невесты Екатерины, а семейство Меншиковых отправилось в ссылку в Березов. По злой иронии судьбы внук обвинил Александра Даниловича в том же, за что и дед его Меншикова лупил: за казнокрадство и злоупотребления.
У семейства отобрали богатые платья, шубы, украшения, дворцы и драгоценную утварь. Но Меншиков был дальновиден: на счетах в иностранных банках у него было денег гораздо больше, чем стоило отобранное. И банкиры Амстердама и Венеции блюли честное имя и не отдали денег русскому правительству, которое ходатайствовало о выдаче имущества осужденного государственного преступника.
В декабре 1729 года в Березове от оспы скончались и Александр Данилович, и бывшая государева невеста Мария. Да и Петру II та же оспа дала еще лишь месяц жизни.
Завидная невеста
На момент ссылки, второй дочери Меншикова Александре было только 15 лет, ее брату Александру - 13. У новой царицы Анны Иоанновны "зуба" на семейство Данилыча не было. А вот получить миллионы светлейшего - идея заманчивая. Как? Придумал фаворит царицы Эрнст Иоганн Бирон.
В 1731 году сына и дочь Меншикова из ссылки возвратили. Даже отдали имущество сиротам. Разумеется то, что еще не успели растащить: постели, одежду, медную и оловянную посуду. Драгоценности светлейшего уплыли в чужие руки еще при отроке-императоре.
А для того, чтобы заполучить из иностранных банков деньги Меншикова, Бирон придумал план со свадьбой. Александру повел под венец родной брат Бирона. Густав был недалек, но к жене относился с добротой и любовью.
Неизбалованный нищей юностью Густав был рад и тому, что ему от наследства жены осталось. Осталось очень многое, но основной капитал, возвращенный законными наследниками Меншикова, прилип к рукам императрицы Анны и Бирона. О какой сумме шла речь? О пятистах тысячах. По тем временам - баснословная сумма.
Что досталось брату? Чин штабс-капитана гвардии, жалование, дома и немного на жизнь.
Эпилог
В 1736 году Александра Александровна Бирон не перенесла родов. А в 1740 году Анна Леопольдовна отрешила Эрнста Иоганна Бирона от власти, имущество Густава, тоже отправленного в ссылку, было конфисковано вместе с приданным жены.
Но и Анне Леопольдовне деньгами светлейшего воспользоваться было не суждено, в 1741-м году ее свергла двоюродная тетка Елизавета Петровна. Так что богатство Алексашки вернулось наследнице того, в чье правление Меншиков его и сколотил.
В 1452 году Александр Александрович ходатайствовал перед Елизаветой Петровной о возвращении ему приданого сестры, которое оставалось у Густава Бирона. Что ему ответили? Не знаю.
Александр Александрович в бедности не прозябал: он геройски воевал с турками и пруссаками, женился в 1742 году на дочери сенатора Голицына.
Интересно, в 1762 году именно он первым известил Москву о воцарении Екатерины II и получил за это чин генерал-аншефа. У него было 2 сына и 2 дочери, они и продолжили род светлейшего князя Алексашки.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет